ФАР пожаловался в прокуратору на сервис Яндекс.Такси

Федерация автовладельцев России подала жалобы на сервис «Яндекс.Такси», Uber и Gettaxi в Генеральную прокуратуру РФ, Федеральную антимонопольную службу и Общественную палату РФ. По словам руководителя ФАР Сергея Канаева распространение интернет приложения приводит к монополизации рынка такси.
Основные претензии сводятся к тому, что «Яндекс.Такси» и другие агрегаторы занижают тарифы на услуги по перевозке до такого уровня, что ведение бизнеса по всем законам и правилам становится просто невозможным.

Яндекс.Такси — на самом деле не такси

У агрегаторов заказов отсутствует собственный автопарк, они заключают партнерские договоры с юридическими лицами, которые оказывают услугу легкового такси. Сами агрегаторы оказывают только информационные услуги, и по нынешнему законодательству не несут никакой ответственности за перевозки, платят минимальные налоги и не несут абсолютно никаких расходов на автопарк, штат водителей и так далее. Но при этом мобильные сервисы  фактически диктуют тарифную политику всему рынку такси. Такая ситуация, по мнению ФАР, приводит к монополизации рынка услуг в данной сфере и другие игроки в целях сохранения конкурентоспособности вынуждены себе в убыток снижать тарифы.

Характерной чертой мобильных сервисов заказа такси является быстрая подача автомобиля клиенту. За короткий срок это позволило им потеснить с рынка неофициальных перевозчиков в виде привокзальных таксистов и уличных бомбил. В результате цены по Москве на перевозку начали снижаться.

Это в меньшей степени коснулось официальных такси, цену у которых никогда не были такими уж высокими. Но сейчас мобильные приложения заказа такси начали вытесняет с рынка официальных перевозчиков. С приходом на рынок Uber и миллионных инвестиций, агрегаторы не только держат цены на минимуме, но и начали практиковать доплату водителям за заказы. Агрегаторы не зарабатывают деньги на таких заказах, но и не теряют из-за отсутствия расходов на парк и штат водителей. А вот компании, которые обслуживают автопарк, имеют квалифицированных водителей, которым выплачивает официальную зарплату со всеми налогами и социальным пакетом, просто не могут себе такого позволить.  По мнению руководителя ФАР Сергея Канаева, действия агрегаторов говорят о стремлении монополизировать рынок. А после вытеснения крупных конкурентов клиентов ждёт закономерный рост тарифов, который уже сейчас анонсируется в частных разговорах.

Такси в аэропорт? Три счётчика!

Мобильные сервисы заказа такси уже показали, что готовы пользоваться моментом. К примеру, в Лондоне во время забастовки метро Uber автоматически поднял цены в 3 раза. Аналогичная ситуация произошла в 2014 году в Австралии. Тогда Uber поднял цены в 4 раза после скачка спроса на такси из-за захвата заложников в сиднейском кафе.

В России во время случаи резкого роста цен на такси тоже бывали. К примеру, после взрыва в Домодедово в 2011 году новость о сумасшедших расценках на такси обошла все СМИ. Но виновны в этом были частники, официальные таксопарки держали цены на такси в аэропорт на прежнем уровне, а многие компании даже возили людей бесплатно.

Протиостояние официального такси с сервисами мобильного заказа идёт во всём мире. В апреле правительство швейцарского кантона Женева постановило запретить на своей территории сервис Uber по вызову такси, а водителей, которые берут заказы через Uber штрафовать.
В июне этого года по Франции прошли массовые беспорядки против сервиса UberPOP, в результате чего президент призвал к ликвидации этого мобильного сервиса.