Преимущества и недостатки отечественных и импортных грузовиков

Вопрос о том, какая грузовая автомобильная техника лучше, отечественная или импортная, имеет очевидный ответ только на первый взгляд. На самом деле все зависит от множества факторов, с которыми приходится считаться.
 

Каким бы надежным ни был грузовик, время от времени на дороге возникают ситуации, при которых продолжать движение без ремонта уже невозможно. Такое может случиться не только с отечественным грузовиком с многолетним пробегом, но и с новеньким импортным, вышедшим в свой первый рейс. И приверженцы, и оппоненты отечественного автопрома соглашаются, что ремонт грузовиков отечественного производства обходится в таких условиях намного дешевле и происходит быстрее, чем импортных, и часто его можно выполнить силами водителей и механиков эксплуатирующей компании.

Также обе стороны спорщиков признают, что если отечественный грузовик остановился «в чистом поле», изобретательность и сноровка водителя помогут довести его до ближайшей ремонтной мастерской или автопарка. DAF, Scania или большинство других импортных автомобилей в этом случае будут гарантировано ночевать в чистом поле, в надежде поймать буксировщика, или, что и того хуже, ждать специальный эвакуатор, вызванный по телефону. К тому же, запчасти для отечественных грузовиков купить можно везде и практически мгновенно, а к импортным, наоборот, часто приходится ждать неделями.

Так неужели по параметру ремонтопригодности преимущества отечественных автомобилей бесспорны? Далеко не все тут так однозначно. Никто ведь не спорит и с тем, что мелкие и крупные поломки отечественных грузовых автомобилей на наших дорогах случаются намного чаще, чем это происходит с иномарками. Причем чаще настолько, что предприниматели, которые считают каждую копейку, пришли к выводу: намного выгоднее купить дорогой импортный грузовик и дорого платить за его редкие поломки, чем практически постоянно, пусть и собственными силами, ремонтировать простой в уходе отечественный автомобиль доступными запчастями.

Существует немало легенд, связанных с «неприспособленностью» импортных грузовиков к нашим условиям. Например, их ненадежность при перевозке сыпучих грузов. Самая распространенная из них гласит о том, что после нескольких рейсов по нашим дорогам грузовик просто «рассыпается». При этом, правда, не говорится, что в кузов грузового автомобиля, рассчитанного на перевозку 20 тонн, загружают до 35 тонн песка (столько влезет, при этом не учитывается, что влажный песок намного тяжелее сухого).

Отдельного упоминания заслуживает топливо, которое заливают в импортные грузовики отечественные перевозчики. Залитые с целью экономии смеси присадок, посторонних примесей и низкосортного топлива порою выводят из строя двигатели с мировой репутацией. Пара песчинок способна «убить» не только фильтр. Но результат в обоих случаях — слух об излишней капризности импортных двигателей и их «дутой» репутации.

Эргономичность импортных автомобилей и их повышенный комфорт уже вошли в притчу. Дополнительное оборудование делает работу водителя на много комфортнее. Воспринимаемые как просто дополнительные опции в Европе, эти устройства и системы особенно ценным становятся на бескрайних российских просторах, при работе вдали от станций сервисного обслуживания, автобаз и мест, где водитель сможет просто комфортно отдохнуть и продолжить свою тяжелую работу. В суровых российских буднях системы холодного старта, подогрева аккумуляторного отсека и топливного бака, другие «незаметные» в Европе опции не просто существенно облегчают жизнь водителю на дороге, но и помогают ему выжить в экстремальных условиях. А безопасность водителя — залог сохранности груза, быстрой перевозки большого объема груза на дальнее расстояние.

Но и здесь необходимо учитывать наши реалии. Они таковы, что многие отечественные водители, привыкшие к нашим простым грузовикам, не воспринимают «ненужные», по их мнению, навороты. Этим часто пользуются перевозчики, заказывая более дешевые «чистые» автомобили. Не оборудованные специальным пакетом «северных» опций, грузовики без необходимой модификации эксплуатируются в условиях русского севера. Не приспособленные к работе на холоде, автомобили могут долго не запускаться после морозной ночи. Чтобы не мучиться с этой проблемой, часто двигатель не глушат всю ночь. В результате он не глохнет месяцами. Покроют ли косвенные убытки разовую экономию после покупки «чистого» автомобиля — вопрос риторический.

Трудно говорить о том, какому именно импортному автомобилю следует отдать предпочтение. Большинство из них одинаковы по своим техническим характеристикам. Да и ответственные узлы и детали, как правило, производятся под одним брендом на одних и тех же заводах. Тормозные системы от Wabco и Knorr-Bremse. Системы зажигания от Bosch. Оси от BPW, а седельно-сцепные механизмы — от Jost. Топливные системы — от Separ. Список можно продолжать. Поэтому выбирать, например, между Renault Kerax, MAN TGA или IVECO Trakker — это делать выбор между системами обслуживания, которые предлагает региональный дилер.

По ценам в наших реалиях выбирать не приходится. Конкурентная борьба приблизительно уравняла цены на запчасти и автомобили у разных дилеров. Если одна какая-то позиция выше, то другая — ниже. Стандартная гарантия, сроки эксплуатации, пробег. Мало чем отличаются и гарантийные программы, и послегарантийное обслуживание.

И потому стоит обращать внимание на мелочи, которые можно оценить сразу. Комплектность поставки. Случайно «забытый» набор инструментов, предпусковой нагреватель или звуковой сигнализатор заднего хода. На первый взгляд, мелочи. Но уже в начале эксплуатации они — причина убытков. Что же будет дальше?

Если выбор между отечественным автомобилем и импортным лежит в технической плоскости, то выбор конкретного импортного автомобиля, это, скорее — выбор дилера. И тут победит тот, у кого лучше репутация в данном регионе.