Перевозка наливных грузов

Одним из важных направлений грузотранспортной отрасли является перевозка наливных грузов.
 

Наливные грузы можно условно разделить на несколько групп: сжиженные газы, пищевые продукты, нефть и ее производные, химические вещества в жидком агрегатном состоянии. Технология грузоперевозки таких жидкостей определяется свойствами груза. В зависимости от этого и выбирается то или иное транспортное средство.

Безусловным лидером по объему перевозимых жидкостей является морской транспорт. Нефть, продукты переработки нефти, сжиженный газ — все это доставляется на танкерах в разные страны мира, позволяя не допускать дефицита энергии. По железной дороге или автомобильным транспортом также перевозится большое количество наливных грузов. В последнее время фирмы осуществляют доставку по принципу «door-to-door», то есть от двери к двери. Нередко используется и мультимодальная цепь. Все это призвано ускорить доставку груза и минимизировать расходы на транспортировку.

Грузовые автоперевозки жидкостей должны осуществляться в специальных емкостях. Например, в танк-контейнерах, цистернах или флекситанках. В последнем случае речь идет о недорогих емкостях, которые могут быть использованы только однократно.

Цистерны для перевозки наливных грузов весьма разнообразны и по размерам, и по особенностям конструкции. Если емкость сделана из металла, то чаще всего это сплав железа, нержавеющей стали или алюминия. В случаях, когда требуется выдержать температурный режим при транспортировке, заказываются специальные цистерны, оснащенные системой подогрева, или же изотермические цистерны. При необходимости перевозить несколько видов жидкостей одновременно используются цистерны с разделением на несколько отсеков. Некоторые емкости сразу оборудованы устройствами слива, для других же используются фитинги, насосы и сливные рукава.

Чтобы логистический процесс транспортировки наливных грузов был максимально оптимизирован, требуются танк-контейнеры. При смене транспортного средства (в случае мультимодальных перевозок) требуется перекачивать жидкости. Однако это позволяет не только обеспечить сохранность груза, но и значительно снизить расходы на его перевозку. Танк-контейнеры — это цистерна, которая снабжена оградительной арматурой рамного типа.

В последнее время приобрели огромную популярность флекситанки. Это одноразовые эластичные сосуды-вкладыши. Они загружаются в обычный контейнер (ISO). Изготовлены флекситанки из очень прочных многослойных полимеров, используются для транспортировки или хранения неопасных грузов и негорючих материалов. Флекситанки не требуют больших затрат на загрузку и выгрузку. Удешевление стало возможным благодаря использованию максимально возможной грузоподъемности того или иного транспортного средства. Во флекситанках все чаще перевозят пищевые продукты, которые весьма требовательны к условиям хранения.

Перевозка наливных грузов — технологически непростой процесс. Требуется тщательный анализ консистенции, степени летучести, химической активности, назначения той или иной жидкости, подбор подходящей емкости для транспортировки, поддержание необходимого температурного режима. Также следует принимать во внимание класс опасности груза.