Обучение вождению: про лишнее, важное и основное

Обучение вождению — не такая сложная задача, как кажется. Достаточно уяснить основные принципы водителя, усвоить психологию вождения и запомнить набор шаблонных движений.
 

Получение водительских прав — это, конечно, особенное событие в жизни каждого начинающего водителя, но отнюдь не свидетельство того, что с этого самого момента вы уже можете считать себя настоящим водителем. Как утверждают знатоки, и как впоследствии вы сами убедитесь, получение подтверждающего документа по окончании автошколы — только первый этап в обучении вождению. Предстоит второй, не менее важный этап, — научиться реально водить машину. А для этого нужно проехать не одну тысячу километров. Ещё лучше — не меньше 10 тысяч, да по густонаселенному городу. И не бездумно проехать, а включив мозги, чтобы, наконец, понять, что для настоящего водителя главными при езде являются безопасность и комфорт.

Эмоции — это лишнее
Вот и выходит, если работа головой — одна из основных составляющих процесса вождения, значит, нужно для этого создать все условия, то есть обеспечить соответствующий психологический настрой, в котором не будет места для ненужных эмоций. Именно это и стараются донести до своих подопечных сотрудники автошкол: будь то автоинструктор по вождению или остальных 11 округов столицы, впрочем, как и инструкторы других городов. Между прочим, научиться управлять эмоциями некоторым бывает совсем непросто. Многим контроль над собой дается с трудом. Особенно грешат излишней эмоциональностью женщины. Но тут уж одно из двух: либо вы женщина, либо водитель.

Вначале думать, потом делать — это важно
Безусловно, все механические движения должны быть отработаны до автоматизма, но это всего лишь 10% процентов работы. 90% приходится на наблюдение за дорожными знаками, разметкой, движением автотранспорта и правильную, быструю оценку ситуации. И хотя на дороге всё важно, следует научиться различать вещи просто важные и вещи принципиальные. Принципиально то, что обсуждению не подлежит, и выполнять это нужно везде и всегда, потому что от этого зависит не только ваша безопасность, но и окружающих. Ситуация «сделал, потом подумал» опасна для жизни. «Думай, потом делай» — вот закон настоящего водителя.

Шаблоны — это основа
Делать много не нужно. Управление автомобилем состоит из нескольких шаблонных движений. Запуск двигателя, начало движения и остановка — вот три шаблона, которые должен освоить водитель, но освоить так, чтобы довести все эти нехитрые движения до автоматизма. И тогда голова будет свободна для оценки ситуации и принятия решения, а руки и ноги будут без промедления выполнять команды, идущие от головы. Во время обучения многократно повторенное первое изученное движение постепенно переходит в моторную память, тем самым освобождая ресурсы для изучения последующих шаблонов.