История автокранов

Приспособления для поднятия тяжестей на высоту человечество начало изобретать с давних времен, стараясь облегчить процесс возведения крупных сооружений и зданий. Прообразы кранов были известны еще в Древней Греции в Vвеке до нашей эры.
 

Долгое время краны делались из дерева, и лишь с 1830 года для крановых установок стал использоваться металл. Предками автокранов можно назвать паровые тягачи, оснащенные крановой балкой, которая располагалась в передней части механизма или сбоку. Предназначались тягачи в основном для погрузки и разгрузки каменных глыб, необходимых для возведения оборонительных сооружений.

Автокраны в СССР
Первый советский автокран был выпущен заводом «Красный металлист» в 1934 году. АТП-1 базировался на шасси грузового автомобиля Я-5 и был способен поднять груз весом 1,5 тонны на высоту в 3 метра. Использовались эти автокраны для погрузочно-разгрузочных работ и в сельском хозяйстве. В капитальном строительстве они практически не применялись из-за высоких затрат на обслуживание при весьма ограниченных функциональных параметрах. В 1941 году Одесский автокрановый завод «Январское восстание» выпустил новую машину — АК-3, он же «Январец». На шасси ЗИС была установлена полноповоротная платформа с механическим приводом. Кран поднимал грузы до трех тонн на высоту до пяти метров.

Спецтехника продолжила совершенствоваться после ВОВ. Были построены новые заводы — в Балашихе стали выпускать краны на базе шасси грузовых автомобилей ЗИЛ. Грузоподъемность механизмов составляла 3, 5 и 7,5 тонн, максимальная высота подъема — 7,5 метров. В Ставрополе выпускались легкие автокраны на шасси ГАЗ, оборудованные решетчатой стрелой, грузоподъемностью 2,5 и 3 тонны. К концу 50-х здесь стали производить первые автокраны с гидроприводом.

Производство автокранов стремительно росло, разрабатывались новые модели, в том числе с дизель-электрическим двигателем. Усовершенствовалась и конструкция стрелы. У первых советских кранов с решетчатыми гнутыми стрелами был существенный недостаток — рамы имели низкую прочность на скручивание, вследствие чего нередко случались прогибы и перекосы элементов стрелы в процессе эксплуатации крана. В дальнейшем данный недостаток был устранен. Также наладили выпуск башенно-стреловых кранов на шасси ЗИЛ 120/164 для строительных, дорожных, портовых и складских работ.

В 60-70-х годах прошлого столетия был разработан целый ряд моделей автокранов для различных видов шасси — грузовиков Урал, КрАЗ, МАЗ. Использование мощных шасси позволило выпускать все более надежные и функциональные автокраны. Многомоторные механизмы имели грузоподъемность до 10 тонн, при этом высота подъема крюка могла составлять до 16 метров. С 70-х годов широкое распространение получили автокраны с гидроприводом.

Развитие технологий
Сегодня возможно приобретение или аренда автокрана любой грузоподъемности — от 4 до 250 тонн. Конструкция современной техники постоянно совершенствуется, но использование гидравлики и механизма телескопирования актуальности не потеряло. Принципиально изменился другой аспект в разработке автомобильных кранов: ранее конструкторы проектировали крановую установку исходя из параметров выбранного шасси. В нашем время принято вносить коррективы в конструкцию шасси для того, чтобы оно соответствовало параметрам крановой установки. Современные автокраны снабжаются автоматическими системами остановки и фиксации грузовых лебедок, механизмов поворота, выдвижения секций и подъема стрелы, подъема выносных опор.