России грозит новый топливный кризис

С очередным топливным кризисом могут столкнуться российские автомобилисты уже в самое ближайшее время. Причина возможного дефицита — в решении Ространснадзора запретить перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах, предназначенных для светлых нефтепродуктов. В результате из перевозок сырья будут выведены порядка 30% парка.
 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта ввела запрет 10 мая 2012 года после того, как на железной дороге произошло несколько крупных аварий. В этот день в Амурской области в районе города Свободный сошли с рельсов две цистерны с нефтью, одна из них перевернулась. В результате произошла утечка горючего вещества. Похожее ЧП случилось в начале апреля в Архангельской области — из-за излома боковой рамы тележки с рельс сошла цистерна с дизельным топливом. Как отметил сотрудник крупного железнодорожного оператора, пожелавший остаться неизвестным, «виноваты все: и вагоностроители, из-за некачественного литья которых цистерны сходят с рельсов, и операторы, которые допускают перегрузку, и РЖД, по сети которой составы двигаются не с той скоростью».

Ространснадзор посчитал, что запрет позволит если не исключить, то минимизировать количество подобных происшествий. Дело в том, что цистерны для светлых и темных нефтепродуктов отличаются по объему и весу. Поскольку светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, цистерны для их транспортировки более легкие и вместительные. Перевозка нефти в них чревата изломом из-за перегрузки.

Нефтяники, конечно, выступают «за» безопасность на железной дороге, однако к запрету отнеслись негативно. Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», «Башнефти» и ТНК-ВР уже обратились к министру транспорта РФ Игорю Левитину с письмом, в котором попросили отложить введение запрета минимум до 1 августа, чтобы отрасль могла к нему подготовиться.

В связи с решением Ространснадзора уже появились первые проблемы. Нефтяная компания «Альянс» была вынуждена остановить установку первичной нефтепереработки на НПЗ в Хабаровске. В результате объем переработки сократился вдвое. Если ситуация не изменится, то Хабаровский нефтеперерабатывающий завод может быть и вовсе остановлен, что отразиться на поставках топлива по всему Дальневосточному региону. Проблемы с поставками нефтепродуктов зафиксированы также на Комсомольском НПЗ «Роснефти» и «Башнефти».