Разбор принятых поправок в закон о такси

10 апреля Государственная Дума приняла поправки в закон о такси во втором чтении, но только сегодня был опубликован текст законопроекта с учётом принятых поправок. Содержание законопроекта больше не будет изменяться (в третьем чтении можно вносить только редакционные правки). Поэтому, если не будет эксцессов, он будет принят именно в нынешнем виде.
 Разрешена аренда и даже больше
В официальном сообщении ГосДумы о принятии поправок была фраза, из которой следовало, что получить разрешение можно только по договору аренды, заключенному до 1 мая 2011 года. Это ошибка, и аренда автомобилей для такси полностью и безоговорочно разрешена. Более того, ИП смогут получить разрешение на перевозку даже по генеральной доверенности, выданной физическим лицом!

Четыре документа в обмен на разрешение
Порядок получения разрешения значительно упрощается. После вступления поправок в силу подать заявление можно будет с помощью регионального портала государственных услуг. Для получения разрешения будет достаточно всего 4 документов:
1. Заявления.
2. Копии документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя).
3. Копии свидетельств о регистрации транспортного средства.
4. Копии договора лизинга или договора аренды или генеральной доверенности.
Список является исчерпывающим и региональные власти не могут его расширять. Более того, региональные власти вообще не могут никоим образом изменять порядок подачи заявления, убирая или добавляя какие-то нормы и требования.

Отвезти в другой регион можно
Будут упрощены и перевозки между регионами. Отвезти пассажира в соседний регион можно будет даже если между регионами не заключено специального соглашения. Главное чтобы адрес подачи находился в том регионе, в которым было выдано разрешение.
Вместе с тем, повторное нарушение правил перевозки между регионами будет являться поводом для аннулирования лицензии.

Отказы только мотивированные
Отказать в выдаче лицензии можно только в случае предоставления недостоверных сведений. Притом, отказывая в выдаче разрешения уполномоченный орган обязан подробно объяснить, по какой причине это делается. Такая мера должна исключить ситуации, когда органы местной власти «настоятельно рекомендуют» обратиться в какую-то конкретную юридическую фирму для помощи в получении лицензии, немотивированно отказывая заявителям, обращающимся напрямую, как это происходит сейчас в некоторых регионах.

Требования к автомобилям
Приятные изменения ждут и в части требований к автомобилям. Из закона исключен пункт о прохождении техосмотра каждые 6 месяцев. А таксометр, который изначально планировали заменить на «устройство, выполняющее функцию таксометра», всё же потребуется. Но только если плата за использование такси определяется по времени и (или) фактическому пробегу. В случае использования фиксированных тарифов таксометр не нужен. 

Одно авто — одно разрешение
И ещё два, менее значительных изменения. Во-первых, снизится минимальный стаж для водителей такси, вместо пяти лет (или подтвержденных трёх) теперь достаточно всего лишь трёх. Во-вторых, по новому закону на один автомобиль может быть выдано только одно разрешение. Напомним, что разрешения выдаются на конкретный автомобиль конкретному юридическому лицу или ИП. Видимо, это ограничение было добавлено, чтобы компании не смогли уходить от уплаты налогов, выводя штатных по факту водителей за штат.

Таксометр и единый цвет в 2013 году
После вступления в силу этого Федерального закона требование по цвету кузова, если оно было установлено региональной властью, и установке таксометра не будет действовать до 1 января 2013 года. Так же до 30 июня 2012 года будет заморожено действие статьи 12.3 КоАП (отсутствие разрешения на перевозку пассажиров легковым такси). Впрочем, статьи 12.4 и 12.5 (незаконная установка фонаря или цветографической схемы такси, управление авто с незаконно установленным фонарём или цветографической схемой такси) будут продолжать действовать.
Получается, что возить пассажиров без разрешения будет можно, но делать это с фонарём на крыше или цветографической схемой на бортах — нет.
Кроме того, напомним, что до вступления в силу этого законопроекта (а ему ещё предстоит пройти третье чтение, Совет Федерации и президента) штраф за перевозку пассажиров без разрешения действует. И согласно вступающим в силу уже 13 апреля поправкам в ПДД, потребовать предъявить разрешение (и соответственно оштрафовать за его отсутствие) сможет любой инспектор ГИБДД.
Впрочем, даже после вступления в силу этого законопроекта, заниматься извозом без разрешения, фонаря и шашечек будет чревато наказанием. В рамках рейдов УБЭП таксистов ловят за нарушение статьи 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения), которое продолжит действовать. Поправки в закон о такси замораживают статью с наказанием за отсутствие разрешения, а не требование его иметь.

Обновление: рассмотрение законопроекта в третьем чтении назначено на эту пятницу, 13 апреля. 
13 апреля: закон принят в третьем чтении! 
24 апреля: закон подписан президентом!