Вся правда об угонах в Москве из первых рук

Если вашу машину «заказали», то ее угонят. Не поможет ни навороченная сигнализация, ни модные спутниковые системы слежения. Да и на помощь правоохранительных органов особо надеяться не стоит. Подробнее о том, как выглядит сегодня криминальный бизнес по угону машин в Москве, нашему корреспонденту рассказали сыщик 7-го «угонного» отдела МУРа и его «противник» – человек, занимающийся изготовлением и модернизацией код-грабберов – устройств, способных копировать работу практически всех сигнализаций.
 Ежегодно в столице, по данным ГУВД, угоняется порядка 8 тыс. автомобилей. Краж стало заметно меньше, тогда как еще пару лет назад «нормой» считалось 12-14 тыс. машин. При этом к хозяевам возвращается менее трети всего количества ранее похищенных авто, лишь единицы из которых пребывают в надлежащем состоянии. Остальные — разукомплектованные автомобили и транспортные средства с перебитыми номерами.

Лидирующие позиции криминального рейтинга заняли японские машины, вытеснив оттуда «немцев» и изделия отечественного автопрома. Самые популярные авто в возрасте до 3 лет: Mitsubishi Lancer, Honda Accord, Civic, CR-V. Mazda 3, Toyota Land Cruiser, Camry, а также Lexus RX. Пожилые VW Passat, Audi, BMW и Mercedes у преступного мира тоже в почете — их «уводят» для последующей разборки на запчасти.

Силовой угон иномарок в Москве — редкость

 

Темнота — друг автоворов
Чаще всего угоны в Москве происходят ночью. По данным статистики, в прошлом году в это время суток были похищены 6 тыс. автомобилей. Ночью у воришек в запасе имеется как минимум несколько часово, чтобы надежнее укрыть добычу.
Днем — с 6:00 до 18:00 — скрылись в неизвестном направлении 1,5 тыс. машин. Причем в светлое время «железные кони» в основном угоняются со стоянок возле крупных торговых центров — на языке оперативников именуемых «бермудскими треугольниками», а на сленге преступников — «автосалонами». Было время, когда с парковок ТЦ за выходные исчезали десятки машин, пока их ничего не подозревающие хозяева занимались многочасовым шоппингом.

Опера даже подозревали, что охрана состоит в доле со злоумышленниками, однако этот факт доказать не удалось. «А что мы можем сделать? — разводили руками секъюрити. — Нас мало, а машин много…»
На вечер же — с 16:00 до 20:00 — приходится минимальное количество автокраж. В это время на дорогах обычно пробки. Воры рискуют попасться по пути в отстойник. Кроме того, если потерпевший немедленно сообщит о преступлении, уже через две-три минуты машина попадет в розыск. А поскольку в Москве всюду установлены видеокамеры, «криминальное авто» могут быстро обнаружить. Однако, как показывает практика, если вашу машину не нашли в течение недели, то шанс вернуть ее в дальнейшем ничтожно мал.

Машины старше пяти лет угоняются под разбор, на запчасти

 

— Угонщики готовятся к преступлению не более двух-трех ней. Это миф, что они следят за машиной чуть ли не месяц. Это опасно! Слежка в таком случае обязательно засветиться, — рассказывает оперативник.
Существуют и определенные «сезонные» особенности автоугонов. Так, наибольшее число преступлений совершается в период с мая по октябрь — до 80 % годовой нормы. Кроме того с наступлением теплого времени года активизируются преступные группы, специализирующиеся на угонах большегрузной техники, стоимость которой составляет от 2 млн. руб.

Сила и разум
Есть три способа отъема машин у граждан: насильственный, ситуационный и интеллектуальный. Первый был широко распространен в столице еще несколько лет тому назад. Преступники действовали напрямую, не заморачиваясь насчет того, как и чем вскрывать автомобиль. Водителя скручивали, запихивали на заднее сидение и даже могли пару раз ударить для острастки. Затем злоумышленники выпытывали у хозяина машины информацию об установленных охранных системах. Оперативники в таких ситуациях советуют дать понять бандитам, что для вас дороже жизнь, а не автомобиль, и рассказать все, что бандиты хотят от вас услышать. Ни в коем случае не надо угрожать им своими связями или играть в партизан. Напавшие не боятся вас, они пошли на преступление, заранее оценив все риски и последствия. Их цель — автомобиль. А ваша — остаться в живых. Неправильное же поведение может спровоцировать бандитов на силовое воздействие.

После «беседы» злодеи, как правило, отвозят владельца авто в область и высаживают в безлюдном месте. Они отбирают у жертвы документы, телефон, и даже могут рассказать, в какую сторону идти. Пока потерпевший доберется до населенного пункта, угонщиков и след простынет. По словам сыщиков, таким методом завладения чужими автом до сих пор промышляют гастролеры и этнические преступные группировки.

Второй способ угона машины — ситуационный, причем все время изобретаются новые вариации. Раньше копали подкопы и разбирали стены гаражей. Сегодня практикуется отвлекающий маневр. Правда, используется этот вариант крайне редко, потому что злоумышленник может легко засветиться. Да и народ пошел внимательный и настороженный. Но иногда и эта схема срабатывает. Например, останавливается машина на светофоре. Вдруг к ней подбегает мальчишка и плюёт в зеркало. Разгневанный водитель бросается за подростком, чтобы проучить его. Выскакивает изх авто, не вынув ключ из замка зажигания. Машина, естественно, уезжает, а до растерянного автовладелеца доходит, что его провели. Еще один известный вариант «отвлечения» — к заднему мосту или колесному диску привязывают консервные банки на веревке. Из-за этого во время движения стоит невообразимый шум. Обеспокоенный водитель останавливается и выходит, чтобы определить причину посторонних звуков.

Хит минувшей зимы, по словам полицейских, — закидывание приглянувшейся машины снежками на светофоре. Разозленный водитель выходит из авто, чтобы проучить хулиганов. А злодеи действуют по описанному выше сценарию. Не менее распространено и воровство ключей в супермаркетах. Пока владелец закупается, угонщик получает возможность тихо и спокойно уехать на его машине. Реже преступники представляются лжеавтоинспекторами — этот способ используется в основном на трассе, для кражи большегрузного транспорта.

Впрочем, большинство группировок, чтобы не рисковать понапрасну, сейчас стараются работать тихо, используя дорогую современную технику — такую, например, как сканер.
— Практически любую охранную систему можно нейтрализовать при помощи этого приспособления, — рассказывает ProTaksi.ru специалист по его изготовлению. — Что бы при этом не говорили производители и продавцы охранных комплексов. Раньше код-грабберы выпускались на заказ и стоили дорого. Но сейчас китайцы научились их делать, так что нам лишь приходится немного модернизировать технику.

Код-граббер
— Принцип работы такой, — объясняет электронщик. — В двух словах: это устройство перехватывает код открытия и закрытия авто. Давайте посмотрим в действии…
Подъезжаем на парковку возле одного из торговых центров на юге Москвы. Выбираем «жертву» — только что подъехавшую Mazda 3. Выходит дама и, отойдя на пару метров, нажимает на брелке кнопку, включающую сигнализацию. Однако… ничего не происходит. Девушка еще несколько раз жмет кнопку на пульте. На экране приборчика, переделанного из китайского клона «айфона», высвечивается надпись «ready». Хозяйка авто раздраженно дергает машину за двери и жмет на все кнопки подряд. В это время на экране приборчика появляется надпись «ready2»

На угон автомобиля требуется до 10 минут.

 

— Вот и все, — улыбается техник. — У современных сигнализаций постоянно меняющийся код. Продавцы бравируют, что такие системы код-грабберам не под силу. По их мнению, злодей, не сможет открыть машину скопированным и воспроизведенным во второй раз шифром. А зачем нам это делать?
По словам электронщика, все намного проще. Когда хозяин автомобиля нажимает на брелке кнопку, работающий код-граббер излучает помеху. Не давая сигнализации сработать по команде, прибор перехватывает уникальный код. Водитель начинает жать на все подряд кнопки. Таким образом, в память угонного «айфончика» заносятся все существующие в единственном варианте шифры доступа к машине.

— Мы не дали хозяйке иномарки поставить машину на охранку. Она же подумала, что имеет место довольно обычный глюк сигнализации и нажала на брелке кнопку отключения. Мы все данные перехватили, — говорит собеседник и затем кликает на экран своего устройства. Mazda пискнула и моргнула — открылась.
Хозяйка зло посмотрела на машину и вновь включила сигнализацию. Но не успела отойти, как иномарка открылась опять… Стоимость такого прибора, в зависимости от функционала, от 2 до 8 тысяч долларов, а купить его можно не только «с рук» специалиста, но и в интернете.
— Вам показали не совсем новый приборчик, — рассказывает сыщик. — У угонщиков появились устройства уже с ключами сигнализаций практически ко всем известным на российском рынке сигнализациям. Причем в интернете есть сайты, предлагающие свежие прошивки для код-грабберов.

В ближайшее время ГЛОНАСС будут предлагать страховые компании как альтернативу спутниковой сигнализации. Правда, говорят, что его эффективность ниже

 

Открыв машину, угонщик попадает в салон, после чего первым делом должен нейтрализовать штатный иммобилайзер. В зависимости от марки машины, он может находиться в электронном блоке управления двигателем или в приборной панели — в обоих случаях преступник приносит блок или панель с собой. На замену требуется от 2 до 5 минут. Далее используются провороты личинки зажигания — в случае стандартного исполнения замка. Сейчас в моду входят бесконтактные системы запуска — долгое время считалось, что это гарантия от угона. Однако злодеи научились бороться и с ними. А дальше — дело техники: завести машину, включить «глушилку» сигнала — и можно ехать по своим делам. На все про все у профессионалов уходит от 5 до 10 минут.

Спутники уже не панацея от угона, — рассказывает электронщик. — Стоят они достаточно дорого, кроме того нужно платить за их обслуживание. И при этом — периодически глючат, блокируя двигатель авто и вынуждая нервничать его владельца. А китайскую «глушилку» можно купить за 200 долларов.

Приборчик за 200 долларов глушит сигнал спутниковых сигнализаций и сотовых телефонов.

 

Она отлично вырубает и сотовый, и спутник.
Кстати, по некоторым данным, в настоящее время чиновниками серьезно прорабатывается вопрос широкого и быстрого распространения на рынке спутниковой системы «ГЛОНАСС» как альтернативы обычным охранным комплексом. Существует мнение, что эта система может противостоять глушилкам. Угонщики относятся к такому заявлению скептически. Что же касается механических средств защиты, то способы их нейтрализации достаточно хорошо известны угонщикам и даже описаны в интернете. Спасти машину от угона могут нестандартные решения по охране автомобиля, но стоят они очень дорого. Полис КАСКО, защищающий транспортное средство не только от угона, но и от повреждений, выглядит привлекательней.
Итак, дело сделано, и украденная машина отгоняется в отстойник. И иногда — не без помощи сотрудников полиции…

Милиция им в помощь
— Ну, это давно не новость. Только нужно понимать, что у нас, как и в любом деле, есть хорошие люди, а есть плохие, — говорят сами полицейские. — И плохие мешают ловить преступников хорошим…
Некоторые «оборотни» помогают угонщикам время от времени. Но есть и такие, которые работают с криминальным миром на постоянной основе. Причем среди них есть как сотрудники любых подразделений. Цены на услуги «оборотней» устанавливаются по «прейскуранту»: так, перегнать украденный автомобиль по Москве стоит от 700 до 1500 долларов, а купить официальный бланк ПТС в регионе можно за сумму от 300 до 1500 у.е.

Искать угнанную машину за 15 тысяч рублей в месяц у полицейских мало желания

 

— Был случай: похищенный дорогой внедорожник уехал от Москвы за 800 км. По дороге авто останавливали на четырех постах ДПС. Водитель — сотрудник милиции — показывал «корочку» и его отпускали, — рассказывает корреспонденту ProTaksi.ru его собеседник-сыщик. — А в прошлом году на территории криминальной милиции одного из округов стояли несколько авто с перебитыми номерами. Периодически на них ездили сами сотрудники. Когда же им начали задавать вопросы — сказали, что ничего не знали. Согласитесь — в это верится с трудом…
— После того, как в Москве отменили «лужковские» надбавки, зарплата у сыщиков от 13 до 20 тысяч рублей. Вот люди и выкручиваются, как могут — хотя, разумеется, низкий заработок не оправдывает связи с криминалом, — считает полицейский.

Из грязной в чистую
Угнанные на территории России внедорожники Mersedes, BMW и Porshe практически оптом уходят на Кавказ. Существует много способов их туда отправить: от простых — вроде переброски номеров с машин силовых ведомств до экзотических. По словам полицейских, с некоторых аэродромов в Подмосковье, Калужской, Тульской областей регулярно отправляются чартерные рейсы с угнанными машинами. Помимо внедорожников, успехом в регионах пользуются «японцы» — благодаря своей надежности. А машины старше пяти лет пускаются на запчасти. Способов легализовать «криминальное» авто существует великое множество. Например, по базе ГИБДД ищется транспортное средство той же марки, цвета и близкого года выпуска. Затем изготавливается второй комплект документов и номера, перебиваются знаки на кузове. Затем машина проходит предпродажную подготовку и продается в регионе по доверенности.

И таких случаев немало. Так, некоторое время тому назад, владелица новой Audi Q7 узнала, что она якобы участвовала в серьезном ДТП, которое произошло в Осетии, где она никогда не была. При разборе, конечно, выяснилось, что за нее «постарался» «двойник». Однако на протяжении года пока велось расследование, дама исправно получала повести в суд, письма с угрозами от страховой пострадавшего, ее неоднократно вызывали в милицию давать объяснения. Кроме того, ей до сих пор приходят «письма счастья» с требованием оплатить тот или иной штраф.
Самый же простой способ — постановка авто на учет в какой-нибудь российской глубинке с последующим получением в местном ГИБДД справки об утере ПТС. Затем машина перегоняется в Москву, где получает новый техпаспорт. Вскрыть махинацию практически невозможно, поскольку дозвониться туда, где регистрационный документ якобы был утерян, в большинстве случаев весьма проблематично. Наконец, в свое время самый верный способ "легализации" угнанного авто была его регистрация в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО). В этих населенных пунктах существует своя спецбаза данных, которая недоступна для обычных гаишников.

А законодатели все медлят
Проблему автоугонов побороть сложно. И основные трудности кроются в малом сроке наказания для преступника. Единственное решение в данном случае — ужесточение санкций — как это произошло, например, в случае борьбы с пьяным вождением. У нетрезвых водителей стали отбирать права на полтора года — и все, люди стали меньше ездить «под градусом». Водительского удостоверения лишаться не хочет никто, «отступные» сотруднику ДПС начинаются от 80 тыс. руб., а такси стоит 500. Так что выбор очевиден.
Аналогичными методами можно бороться и с угонщиками. А государство, напротив, выступает за либерализацию. Статья 166 УК РФ «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» — это просто «руководство к действию» для автомобильного вора. Потому что в любой момент он может сказать, что сел в машину погреться или покататься — но уж никак не с целью похитить машину. Наказание в этом случае — штраф в 120 тыс. руб. или условный срок. А реальный срок — до 5 лет колонии — назначается не часто.

По словам полицейских, работающих «по угонам», МВД устало напоминать депутатам, чтобы те поменяли закон. Причем сначала чиновники соглашались с требованиями силовиков, однако вскоре начали говорить, что проблемы не в законе, а в головах сыщиков, которые не умеют его применять на практике. И вместо этого ужесточили 210 статью УК РФ — «организация преступного сообщества или участие в нем» — дескать, сажайте по ней. Но по этой статье очень трудно собрать доказательную базу и знающий адвокат очень быстро развалит дело в суде. В результате преступник в худшем для него случае получит свои 5 лет, через две трети срока условно освободится и вновь займется прибыльным «бизнесом», который называется угон автомобиля.