В Москве увольняют 15 тысяч таксистов

Вчера в столице начался первый этап реформы легализации такси. Перевозчикам начали выдавать разрешения на работу. Чтобы получить заветное разрешение таксисту нужно обратиться в специально созданное управление и предоставить туда ряд документов — свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, права, паспорт и документы на машину. Обязательное условие — автомобиль должен быть в собственности таксиста-бизнесмена. Иначе заветной лицензии не получить. Как выяснилось, в Москве около 15 000 человек, работают на арендованных машинах. Уже начались увольнения.
 Федеральный закон, регламентирующий деятельность таксистов, ProTaksi.ru подробно обсуждал вместе с именитыми экспертами и опытными юристами (часть 1, часть 2). Его основная задача — легализовать рынок такси, который примерно на 80% находится в «тени». Желание властей получать налоги с такого куска вполне понятны. Ведь по разным оценкам, заработок извозчиков только в Москве колеблется от 1 до 5 млрд долларов в год. Во-вторых, легальные такси это безопасность для пассажиров.

Кому предъявить?
Если сейчас по вине таксиста пассажир попадет в аварию, опоздает на самолет или с него потребуют какие-то лишние деньги, то доказать это потом в суде или в полиции, будет нереально. Большая часть таксомоторных фирм, позиционирующих себя на рынке в качестве официальных, представляют собой диспетчерские. Они получают заказ по телефону, передают его водителю, но документально никак с ним не связаны. Поэтому требования по установке таксометров, кассовых аппаратов и наличие у таксиста автомобиля в собственности, выглядят вполне обоснованными — есть с кого спрашивать, поэтом не нарушайте.

15 000 человек останутся без работы
Однако в Москве забота о пассажира может вылиться в то, что около трети столичных извозчиков будут уволены. По одним данным, около 15 000 таксистов в столице работают на арендованных автомобилях (почему они выбрали такой вариант заработка читайте тут). А по словам профсоюзного лидера Ярослава Щербинина, таких таксистов около 18 000 человек. Получить лицензию, а значит, возможность легально трудиться после 1 января 2012 года, когда за отсутствие разрешения будут штрафовать, у них нет. Выход только один — покупать автомобиль. А пока таксомоторные компании начали расторгать договора с такими водителями.

По данным профсоюзных организаций, в настоящий момент уже уволены более 2500 человек.
— Например, около двухсот таксистов потеряли место только в «Пилоте», — рассказал ProTaksi.ru заместитель председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Олег Амосов. — А там всего — шестьсот. Остальные же скорее всего будут переведены на штатную работу на машинах компании «Евролайн» — дочерней фирмы «Пилота».
В самом «Пилоте» эту информацию не подтвердили:
— Ничего подобного не происходит, — заверили нас. — Если мы уволим 200 человек — то кто же будет работать? Это все слухи…

Дефицита такси не будет
Мы обзвонили еще несколько транспортных компаний и нам подтвердили, что у них идет сокращение:
— У нас около тысячи водителей работают на аренде. Из них с концами уволим десятую часть, остальных просто переведем в штат, — сообщили в таксомоторной службе, попросив не называть их. — Мороки бухгалтерской и юридической очень много. Почему бы просто не страховать ответственность таксиста на 500 тысяч рублей. Мы предлагали мэрии, но пока нас не услышали.

В других фирмах не переживают, что им придется уволить таксистов, которые ездили на арендованных авто.
— Никакого дефицита таксистов не будет. Уволим одних, наберем других. С личными машинами. У нас уже уволено 100 человек, — сообщил управляющий службы такси Артем Конкин.

Компенсация за потерю работы
Законны ли действия таксомоторных компаний, которые увольняют водителей? Возможно ли извозчикам потребовать компенсации за разорванные отношения в одностороннем порядке? По словам адвоката, партнера Коллегии адвокатов «Бастион» Дарьи Штукатуровой, как правило, между водителем и компанией-перевозчиком существуют не трудовые отношения, а гражданско-правовые. Поэтому называть прекращение отношений между таксомоторной компанией и водителем «увольнением» нельзя. Это — расторжение гражданско-правового договора. В данном случае водитель не является работником и не может рассчитывать на гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.
Но если человек работает в штате компании — например, диспетчером — на него распространяются положения Трудового кодекса РФ. Так, в соответствии со ст. 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. С письменного согласия работника трудовой договор может быть расторгнут раньше, но — с выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. А если увольнение происходит в связи с ликвидацией организации, либо сокращением штата, работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в случае нарушения процедуры увольнения работник имеет полное право обратиться в суд.

Прокатные фирмы закрывают бизнес
В неудобном положении могут оказаться и многочисленные компании, которые предлагают в аренду автомобили для работы в такси. Обзвонив их, мы выяснили, что они делятся на два вида: кто о предстоящих трудностях вообще ничего не знает:
— Мы про новые требования ничего не слышали. Уже три года говорят, что запретят. У нас 100 «логанов». Все розданы таксистам в аренду до ноября. Остались только битые машины, — рассказали в одной из фирм.

В тех организациях, где про нововведения знают, руководство задумалось о смене бизнеса:
— Пока не знаем, что делать. Думаю, что продам парк, вложу деньги в строительство, — с грустью говорит представитель компании, в которой могут остаться не у дел около 200 «Нексий», «Акцентов» и «Лачетт», Максим Зиновьев. — Сдавать автомобили в аренду частным лицам слишком муторно. Организовывать таксомоторную службу? Не, не хочу.

Необычная акция парализует Москвы
Таксисты негодуют. В конце июля они планируют провести необычную акцию на дорогах Москвы. По их мнению, она обязательно привлечет внимание властей к их проблеме. О том, что будет представлять из себя это мероприятие и, как из-за него не попасть в затор, читайте в понедельник на ProTaksi.ru.