Убрать таксиста из бизнеса очень легко

Меньше месяца осталось до вступления в силу отдельных положений Федерального закона №69, который призван легализовать таксомоторный бизнес. Этот документ назвали спорным еще до того, как его в апреле этого года подписал президент Дмитрий Медведев. Вокруг решения было много слухов, скандалов. Часть таксистов даже задумалась о смене профессиональной деятельности. О том, насколько водители-профессионалы готовы работать в новых реалиях и о многом другом, в интервью ProTaksi.ru рассказал глава межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.
 Бесправного таксиста все устраивает
Что из себя представляет профсоюз?
Организация была создана два года тому назад. В нее входит около 200 человек. Это не только водители, но и владельцы таксомоторных компаний. Наша задача, как и у любого другого профсоюза, отстаивать права и интересы его членов. Мы посредники между таксистом и работодателем, между бизнесом и государством.
Часто происходят конфликты между работодателями и таксистами?
Постоянно. Сейчас таксист бесправен перед начальником. Практически все фирмы заключают договора с водителями, где прописаны исключительно их права, а у шофера есть только обязанности.
За что наказывают таксистов?
За все, что угодно. Самое интересное, что водители редко возмущаются произволу. Одно дело, когда таксиста штрафуют за дело. Например, он не приехал на вызов, потому что спал. А бывают форс-мажорные ситуации. Водитель застрял в пробке или у него сломалась машина. Он не мог взлететь или взять другой автомобиль, чтобы добраться до клиента. Но это никого не интересует. Кстати, взыскания не соответствуют заработку. Если средняя стоимость поездки составляет 700 рублей, то штраф от 1000 до 5000 рублей. В тоже время сама компания не несет никакой ответственности, если предоставила таксисту неточную информацию, или вызов оказался ложный. Бывают шутники, которые заказывают такси в дальнее Подмосковье. Водитель тратит время, бензин, а в итоге обман.
Почему же они терпят это?
А куда им деваться? Это неотъемлемая часть профессии. Он уйдет в другую компанию, и там столкнется с тем же самым. Уволиться по собственному желанию он захочет только в том случае, если его не обеспечивает заказами.
Наказывают, штрафуют, а уволить водителя легко?
Да, и это большая проблема. Одно дело, когда шоферу дают пинок за непрофессионализм или воровство. Другое, когда он пытается качать права, или просто не понравился руководству. При этом работодатель, пока не вступит в силу закон о такси, ничем не рискует. Сейчас отношения между таксистом и фирмой можно назвать трудовыми только условно. Компания — юридическое лицо, оказывающее таксисту информационные услуги.
На ваш взгляд, что-то изменится с 1 сентября?
Новый закон запрещает таксистам работать на арендованных машинах. Водители перейдут в штат компании. Это будут трудовые отношения в чистом виде.

Таксист таксисту не товарищ
Чем профсоюз может помочь таксисту?
Наша организация готова провести переговоры с работодателем, но реальных рычагов воздействия на коммерсанта сейчас нет. Мы подыскиваем специалисту работу в хорошей компании. Есть еще одна проблема. Таксисты разобщены. Вспомните, на заводе люди выходят на митинги, стачки, отказываются работать. Производство встает, владельцы компании идут на встречу трудящимся. Таксисты же, как правило, считают друг друга конкурентами. Они трудятся целый день за рулем, редко общаются с коллегами.

Закон о такси пролоббирован
Когда весной этого года стало известно о появлении закона о такси, разрешений на работу, ваше сообщество восприняло его в штыки, почему?
О том, что документ, регламентирующий бизнес, был нужен, никто не спорит. Но мы выступили против того, что в разработке закона не принимали участие профессионалы, специалисты в этой области. По нашим сведениям, его могли писать в интересах ряда крупных транспортных компаний, которые в итоге должны были полностью занять рынок, вытеснив с него всех остальных. Сложилась очень неприятиная, напряженная обстановка. В тот момент многие владельцы транспортных фирм, понимая, что происходит, готовились к худшему, собирались избавляться от этого бизнеса.
Что конкретно вам не нравилось в законе?
Во-первых, планировалось жесткое квотирование рынка. Например, для Москвы хотели оставить 25-30 тысяч такси. Самое интересное, что никто не знает, откуда взялась эти данные. Зато в компаниях, которые могли быть заинтересованы в такой цифре, парки насчитывали примерно 20 тысяч машин. Недостающее количество транспортных средств они планировали приобрести сразу после принятия закона. Таким образом, для всех остальных участников рынка просто не осталось бы места. Во-вторых, единый окрас для такси. Крупные компании могут себе позволить перекрасить весь парк или заказать новые машины. Но для небольших фирм это разорительно. Не стоит забывать, что огромная часть рынка такси в Москве это диспетчерские, у которых нет своих авто. Они работают с привлеченным транспортом. Не всякий владелец иномарки согласится перекрашивать свою машину, к примеру, в желтый цвет. В-третьих, предрейсовый технический и медицинский контроль. Для крупных парков ничего не стоит посадить в офис медсестру или механика. Для мелких перевозчиков это проблема. Например, где в Москве в 2 часа ночи водитель сможет найти врача или слесаря? А если человек живет в регионе, где до ближайшего фельдшера 50-100 км? Получается, что таксист вхолостую проедет сотню-другую километров. Были неясности с кассовыми аппаратами, таксометрами, наконец, со стоимостью разрешений. Много говорили о том,  что лицензия на такси будет стоить 30 000 рублей.

Как быстро и по закону убрать конкурента
Кстати, многие таксисты и пассажиры до сих пор напуганы и не знают, как будет производиться расчет по новым правилам…
Рассказываю. Договор фрахтования для такси будет заключаться в устной форме (раньше говорилось, что необходимо подписывать договор). Кассовый аппарат для такси не нужен. Список пассажиров необходим для тех фирм, которые будут работать в качестве транспортных компаний по заказу. После поездки таксист обязан занести информацию о поездке и ее стоимости на бланк строгой отчетности и передать его пассажиру. Все просто.
Многое говорилось об установке ГЛОНАСС и тахографов в такси…
Пока их отменили.
В законе прописаны драконовские штрафы за невыдачу отчетного документа, который может достигать 235 тысяч рублей. Не слишком серьезное наказание? С одной стороны, это, может быть, эффективный метод борьбы с бомбилами и финансовая дисциплина для коммерсантов. С другой стороны, мы боимся провокаций и пока не знаем, как себя уберечь. Вот представьте себе, работают на рынке несколько конкурентов. Что мешает одной из компаний трудоустроить к врагам парочку своих сотрудников. Эти водители поработают какое-то время, а потом во время контрольной закупки не выдадут проверяющему чек. Колоссальный штраф и пристальное внимание надзорных органов в будущем, которые смогут отобрать лицензию у компании.

Обновление!
Опубликовано продолжение интервью, из которого вы узнаете: почему «шашечки» будут круче мигалок, довольны ли таксисты новым законом, чем закончилось массовое увольнение таксистов в Москве.

Если вы имеете отношение к бизнесу такси, хотите быть в курсе самых последних новостей и событий в сфере, предлагаем подписаться на нашу специальную рассылку. Сделать это можно, пройдя по ссылке: http://www.protaksi.ru/subscribe/subscribe.html