Техосмотр по-новому: изменения и дополнения 2012 года

Новые правила прохождения техосмотра подписаны премьер-министром Владимиром Путиным. Они начнут действовать с 1 января 2012 года.
 В новом году пройти технический осмотр транспортного средства можно будет не только в пунктах ТО при ГИБДД, но и у частных операторов, аккредитованных Российским союзом автостраховщиков. Причем вне зависимости от региона, в котором зарегистрирован автомобиль. Пока было решено, что центры, работающие по договору с МВД, останутся на рынке до 2014 года. Однако специалисты не исключают продление этого срока в том случае, если госкомпании смогут достойно конкурировать с частниками. Как предположил замдиректора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Евгений Ковтун, «к концу 2012 года по всей стране появится около 1000 пунктов технического осмотра. Дальше, возможно, будет больше. Кроме того, в 2014 году все действующие операторы будут проходить процедуру переаккредитации, соответственно, рынок снова изменится. Как мы раньше оценивали, общее количество пунктов технического осмотра по стране может быть около 10 тысяч».

Еще одно основополагающее нововведение — значительное упрощение процедуры проверки транспортного средства. До введения моратория на проведение ТО операторы должны были проверять в автомобиле около 1 тысячи позиций. По новым правилам, количество позиций сократилось до 67. «Основной принцип, которым мы руководствовались: оставить только те проверки, которые непосредственно касаются безопасности автомобиля для других участников движения и окружающей среды, — пояснил один из разработчиков документа, первый заместитель гендиректора НИИ автомобильного транспорта Виталий Комаров. — Практически в прежнем объеме будут проверяться тормозная система, рулевое управление, состояние колес и шин, вредные выбросы и шум. Состояние же остальных узлов остается на совести самого автовладельца. Он должен понимать, что автомобиль нужно держать в исправном состоянии, иначе он будет представлять угрозу его жизни».

Сокращение количества проверок напрямую сказалось на времени, которое отводиться оператору для проведения процедуры, — теперь оно варьируется от 10 до 68 минут и зависит от категории транспортного средства. Так, если ранее на техническое диагностирование легкового автомобиля давалось 42 минуты, то после нового года — всего полчаса.

Добавим также, что с 1 января 2012 года станции ТО будут нести ответственность, если из-за технической неисправности машины, допущенной ими для участия в дорожном движении, произошло ДТП. К тому же полис ОСАГО страховые компании будут выдавать только при наличии талона ТО, а сам документ не нужно будет предъявлять для проверки гаишникам.

Теперь что касается стоимости процедуры. Какой именно она будет, пока неизвестно. Ожидается, что расчет предельных тарифов будет сделан до 20 декабря. Исходя из уже утвержденной ФСТ методике, главными критериями станут нормочас работы, расходы на оказание услуги и прибыль оператора. «На мой взгляд, планка на сегодня ни коим разом не должна превышать сумму в 2000 рублей, но и не должна также оставаться на том уровне, на котором существовала ранее, провоцируя бизнес заранее искать серые схемы для получения прибыли. В Москве и Санкт-Петербурге ниже 1000–1100 рублей она установлена быть не должна. Однако в отдельных регионах она вполне может быть и ниже этой цифры», — сказал Евгений Ковтун. Напомним, ранее Министерство транспорта снизило степень защиты талонов техосмотра до уровня лотерейных билетов, что также в какой-то степени скажется на конечной стоимости.