Школа такси научит географии

Они сидят за небольшим круглым столом, внимательно слушают лектора и делают пометки в блокноте. Молодой преподаватель рассказывает им, как разбираться в хитросплетениях столичных улиц. Это занятие по москвоведению, но проходит оно не в школе, а в учебном центре компании «Формула Такси». Курс лекций в «школе таксиста» — обязательная ступень для тех, кто хочет стать профессиональным извозчиком.
 По данным недавнего опроса ProTaksi.ru, в котором приняли участие более 3000 столичных клиентов официального такси в Москве, около трети пассажиров сталкивались с тем, что водители не знают города. Люди опаздывают, злятся и по этой причине в будущем начинают пользоваться услугами других фирм. Как не крути, а знать столичную географию профессиональному шоферу нужно не хуже, чем технику безопасного управления машиной. Сейчас же в извозчики зачастую идут те, кто Москвы не знает, надеясь только на навигатор и карты. И поэтому нередко, садясь в машину и называя адрес, можно услышать от водителя стандартную фразу: дорогу покажете?

Москву не знаете? Приняты…
Газеты пестрят объявлениями о приеме на работу таксистов. Звоним:
— Права есть, водителем работали?
— Да.
— Прописка Москва? Выпиваете, судимости есть? Приезжайте!
Это — стандартная беседа по телефону при приеме на работу в такси. Примечательно, что мы обзвонили порядка 20-ти компаний, и везде услышали примерно то же самое. Шаг второй — личное собеседование.
На заполнение стандартной анкеты уходит десять минут, затем еще пять минут — визуальный осмотр документов. Наконец, мне объявляют, что я могу приступать к работе.
Однако странно, что никто не поинтересовался — знаю ли я город. Впрочем, принимающий меня человек, как будто вспомнив что-то, лениво интересуется:
— Как из центра Москвы доехать до аэропорта «Шереметьево»?
— По Ленинградке…
— Ну и отлично. Можете идти получать машину.

Вот и весь тест! Впрочем, не теряя надежды, отправляюсь в следующую компанию. Там все повторяется с небольшой лишь разницей — мне дают письменное задание, где необходимо подробно описать маршруты, которыми можно добраться опять же из центра до уже трех аэропортов — «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково». Худо-бедно справляюсь с этой задачей, в процессе намеренно перепутав Ленинский и Ленинградский проспекты, но… тем не менее, меня все же принимают на работу.

— У нас бы такой вариант не прошел, — смеется директор центра обучения, развития и оценки персонала Андрей Шильнев. — Когда к нам приходят устраиваться водители, они проходят многоступенчатое собеседование в три этапа. Решение взять или не взять на работу принимает на личной встрече руководитель компании Януш Пинтер. Однако и после этого новый сотрудник не сразу приступает к работе — его отправляют учиться. В школе такси поступающие на работу водители проходят два курса: москвоведение и технический.

Где находится улица Уральская?
В классе висит огромная карта. «Географ» объясняет, почему столичные улицы располагаются именно так, и никак иначе. Получается, что за очень редким исключением, названия городских магистралей связаны с определенными событиями или географическими названиями направления. Так, на севере столицы все улицы носят названия, связанные с Санкт-Петербургом или северной частью России — Ленинградский проспект, Полярная и Онежская улицы, Северный бульвар и проч. На западе — большинство названий привязаны к событиям войны 1812 года: Кутузовский проспект, улица Василисы Кожиной, Филевская улица и т.д. На юге это Севастопольский и Балаклавский проспекты, улицы Фруктовая, Керченская, Россошанская… Уральская, Уссурийская, Хабаровская улицы — соответственно расположены на востоке. А вот в историческом центре города все названия носят более «приземленный» характер — благодаря тому, что люди, жившие в то время, когда вся Москва еще помещалась в пределах Садового кольца, в большинстве своем не умели читать. Поэтому обозначения Китай-город, к примеру, Каретный ряд или Каменная Слобода были им намного более понятны, поскольку ассоциировались с конкретными людьми, проживавшими там или определенной спецификой района.
Словом, получается, для того, чтобы сходу определить местонахождение улицы, достаточно знать лишь ее название. На практике это очень удобно в том случае, когда диспетчер передает заказ, и таксисту нужно быстро сориентироваться, успеет он на этот адрес, или же нет. Если машина стоит, к примеру, на Варшавском шоссе, а диспетчер объявляет, что поступил вызов на улицу, скажем, Арцимовича, Волгина или Бакулева — значит, это юго-запад, поскольку все «академики» — там.

Компьютерный гений за рулем
Помимо городских улиц, таксист должен также хорошо ориентироваться в тарифах и знать различные электронные устройства. Все машины компании оборудованы нетбуками, которые выполняют роль навигаторов и устройством для связи с диспетчером и получения заказов. Разобраться во всех хитросплетениях непосвященному человеку будет сложно. Если у водителя возникли проблемы с москвоведением или информатикой, он может взять дополнительные занятия или приходить факультативно. 

Таксисты-двоечники
Забота компании о подготовке таксистов весьма важна. Пассажир, который выбирает официальное такси, надеется на высокий уровень обслуживания. Не получив желаемого, он в будущем воспользуется услугами другой компании. Это показали результаты исследования, проведенного ProTaksi.ru.
Власти, которые взялись за наведение порядка в таксомоторной отрасли, пока отказались от идеи профессиональной подготовки водителей, оставив это на совести работодателей. Хотя в начале года мэрия планировала ввести обязательные испытания по русскому языку и знание города.
— Мы предлагали столичным властям организовать центры обучения для таксистов, подготовили специальную программу, как это было в советские времена. Но пока к нашим словам никто не прислушивается, — рассказывает ProTaksi.ru председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.

Если вы являетесь представителем таксопарка и хотите рассказать, как проверяют знание города и обучают водителей в вашей компании — напишите нам на pr@protaksi.ru. Мы с удовольствием поделимся с читателями интересными историями из вашей практики в следующей статье на эту тему.