Российским таксистам не дают легализоваться

Большинство российских регионов могут остаться без такси. Местные власти тормозят реализацию закона, который был подписан президентом страны Дмитрием Медведевым еще полгода назад. В одних регионах чиновники требуют от таксистов по 20 документов в обмен на лицензию, в других — разрешительный документ просто не дают, ссылаясь на отсутствие денег. Куда жаловаться, таксисты не знают, да и не хотят этого делать. Себе дороже выйдет ссориться с государством, считают они.
 Огромное количество сообщений от таксистов со всей страны мы получили после материала о легализации таксомоторного бизнеса в Подмосковье. «Нам бы ваши проблемы, — мнение большинства профессиональных водителей о «трудностях», с которыми приходится сталкиваться областным перевозчикам. В связи с этим мы и решили выяснить, как идет выдача разрешений на такси в России. Информацию мы получали из двух источников: сначала обращались к местным таксистам, а затем перепроверяли данные у чиновников.

На легализацию нет денег
Картина вырисовывается безрадостная. В большинстве регионов о предстоящей легализации никто не слышал. Например, в Самарской и Ростовской областях закон еще не принят на местном уровне и пока даже непонятно, когда его будут рассматривать. Чиновники признаются, что у них просто нет денег, чтобы печатать разрешения, закупать дополнительную мебель и технику, а также оплачивать труд специалистов. «Единственный вариант — посчитать затраты и разделить на количество таксистов. Но платить по 6 тысяч рублей за документ никто у нас не будет, у людей просто нет таких средств», — рассказали в администрации одного их регионов. Чиновники понимают, что в результате всех перипетий пострадавшими могут оказаться таксисты, которых ГИБДД будет штрафовать за работу без разрешений. А заложниками сложных отношений власти и бизнеса станут обычные пассажиры. Перевозчики не будут их возить, рискуя нарваться на штрафы.

Лицензии за деньги
Таких регионов мы насчитали 9. Ценовой минимум 125 рублей, максимальная стоимость разрешения отмечена в Вологодской области — там за документ требуют почти 5 тысяч рублей. В результате лицензии на работу таксистами получили всего три человека. А вот в Алтайском крае за разрешение ничего платить не нужно до 2012 года, однако таксисты законом не довольны и становиться легальными не хотят. Итог: 24 легальных перевозчикам. Много шума было вокруг такси в Краснодарском крае, который активно развивается в преддверии олимпиады. Появились слухи о том, что лицензии получат не все; что стоимость разрешения состоит из двух частей: официальной в размере 7 тысяч рублей и неофициального взноса в несколько десятков тысяч долларов. Чиновники заявили, что это полная чушь: обладателем заветного документа может стать любой таксист, который заплатит всего три тысячи рублей. Сами перевозчики подтверждают, что поборов никаких нет, но и легальным пока никто не стал: закон приняли только две недели назад.

Волокита
Только в 15 регионах документы можно получить легко, по «московскому сценарию»: минимум документов, несколько часов свободного времени, машину показывать не требуется. В ряде регионов от таксистов требуют дополнительно от 5 до 15 дополнительных бумажек, справок и согласований. Так, в Ярославской области перевозчику нужно пройти несколько туров перед тем, как он станет легальным. Сначала специалисты проверят исправность будущего таксомотора, а затем наличие на нем соответствующей атрибутики и технических устройств. В случае успешного прохождения испытания водитель должен предоставить помимо прочего: договор с медицинским учреждением и автосервисом на предрейсовый осмотр водителя и машины соответственно. В законопроекте, который будут рассматривать в Ростовской области, предполагается, что таксисты должны иметь помещения, оборудование и специалистов, которые смогут осуществлять техническое обслуживание и ремонт такси, а также вести предрейсовый медицинский осмотр перевозчиков.

Комментарий председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина:
— В некоторых регионах закон еще находится на рассмотрении, где-то нет людей, которые будут заниматься выдачей лицензий. Для этого ведь нужно организовывать комиссии, должны быть специалисты, которые компетентны в этой области. Стоимость лицензий, действительно, везде разная. Чиновники объясняют это тем, что бюджетных средств на исполнение закона просто не хватает. Конечно, это безобразие и с этим надо бороться. Профсоюз проводит мероприятия, собирая на акции протеста водителей по всей России. Однако сами таксисты пока пассивны, они мирятся с таким положением дел.