Работа в такси: какой вариант выбрать?

Существует несколько вариантов работы водителем в такси: в штате на авто компании, аренда, сотрудничество с диспетчерскими или частный извоз на своей машине. Какую схему трудоустройства выбрать, чтобы хорошо зарабатывать? Корреспондент ProTaksi.ru разобрался в этом.
 В штате на авто компании
Объявления о приеме на работу в такси сулят соискателям достойные условия труда: машина компании, как правило, иномарка и заработок в районе 50 тысяч рублей в месяц. Но не все так просто. Оплата труда штатного водителя складывается из двух частей: оклад и проценты от общей суммы выполненных заказов.

Подключение к РБТ под 11%!

Работа в такси в Такси Звезда: подключение к Российской Бирже Такси на выгодных условиях — 11%, пополнение на QIWI без комиссии. Свои заказы, безналы, биржа. Подключиться!

РЕКЛАМА

Как рассказал корреспонденту ProTaksi.ru руководитель московской транспортной компании «Глобал-такси» Юрий Марченко, средняя зарплата штатного водителя такси, как правило, невысока и колеблется от 15 до 22 тысяч рублей, в зависимости от компании и класса автомобиля. За эту сумму таксист должен выполнить определенный месячный план — в среднем для машин эконом-класса он колеблется в диапазоне 60 — 70 тысяч. После того как выполнена минимальная выработка, начисляются «премиальные» — обычно это от 20 до 25% стоимости от каждого последующего заказа.

Московский таксист Вадим Лященко, работающий в службе такси на «Рено Логан» поведал о том, что его «голый» оклад составляет 15 тысяч рублей в месяц. И если не выполнить план, который в данном случае начинается с 60 тысяч рублей, то в зарплату получишь именно эту сумму, с которой, вдобавок, еще и вычтут штраф за недоработку. При 12-часовом рабочем дне с одним-двумя выходными в неделю этот план вполне реально выполнить и даже перевыполнить — средний заработок коллег Вадима по парку колеблется в диапазоне 22 — 35 тысяч рублей в месяц (оклад плюс 22,5% от ежемесячной суммы заказов). Но и здесь есть свои нюансы.

— У нас минимальная стоимость поездки составляет 320 рублей за двадцать минут, — рассказывает таксист. — Можно ездить целый день по городским пробкам и заработать 1600 рублей за пять «минималок», а можно дважды прокатиться в аэропорт и обратно, потратить максимум четыре часа и выполнить план за двое суток вперед…

В компании, где работает Вадим, проводы в аэропорт стоят 1000 рублей, а встреча — 1200. Поэтому неудивительно, что эти рейсы наиболее популярны среди водителей. Существует еще и такие разновидности особо любимых таксистами заказов, как поездки на дальние расстояния и работа целый день с одним пассажиром. Это уже как повезет. Однако заработок штатных таксистов зависит не только от везения, но и от диспетчеров, нередко имеющих свои предпочтения среди водителей и обеспечивающих любимчиков наиболее «вкусными» заказами.

Поездки в аэропорт самые любимые у таксистов

 

Существует и другие минусы штатной работы в такси. Например, это штрафы, устанавливаемые за всевозможные провинности — опоздание к клиенту, грязный автомобиль и так далее. Из плюсов же основной — наличие в постоянном пользовании технически исправного автомобиля с оплачиваемым горючим. Помимо бензина и ремонта авто, компания оплачивает также мойку и страховку, а в зимнее время года — еще и стеклоомывательную жидкость. Кроме того, наличие своего автопарка говорит о стабильности компании, а значит и трудоустройства.

И все же остается немаловажный вопрос: реально ли заработать в месяц сумму, указанную в объявлении о приеме на работу? Ведь многие компании в качестве заработка обещают не 22 — 35, а 80 и даже 100 тысяч рублей!
— Реально, — считает таксист Владимир, коллега Петрова по парку. — Если очень много работать.

Работа на арендованом авто
Наиболее распространенный вариант работы среди московских таксистов — это перевозка пассажиров на арендованной машине. Многие фирмы практикуют ее параллельно со штатом. С водителем, зарегестрированным как индивидуальный предприниматель, оформляется договор. Он получает автомобиль, уплачивает первоначальный взнос — обычно это стоимость аренды за первые сутки — трое (а в некоторых случаях еще и платит за аренду рации) и выходит на линию. Далее от него требуется периодически появляться в офисе компании и оплачивать аренду и «диспетчерские» (15 до 25% от суммы заказа). Как правило, в аренду сдаются иномарки эконом-класса с пробегом. Стоимость в среднем составляет 1 — 2 тысячи рублей в сутки, однако помимо обязательных платежей, таксист должен также оплачивать бензин и мойку авто.

Работая в такси на аренде, можно купить автомобиль в рассрочку

 

Сергей Петрович Курилов проработал в такси более 30-ти лет, из них последние четыре года — на аренде. Он платит 1200 рублей в сутки за 4-летний «Рено Меган» плюс 20% за заказы. На бензин у него в среднем уходит 700 — 800 в день, раз в два-три дня мойка авто — это еще 200… В общем, на руки у Сергея Петровича в конце каждой смены остается от 500 до 1300 рублей, в зависимости от количества заказов и продолжительности рабочего дня.
— Официально у нас 12-часовой график, — поделился с корреспондентами ProTaksi.ru Курилов, — но переработка не возбраняется. Раз в неделю — день без арендной платы. Хочешь — отдыхай, хочешь — работай на себя. Заказов хватает, можно даже выбирать те, что подороже. Особенно, если с диспетчером подружиться…

Конечно, не все могут работать на аренде. Некоторые сотоварищи Курилова брали было машину, отрабатывали неделю-две и увольнялись. Причину называли одну — все деньги уходят только на обязательные платежи и бензин, себе на жизнь ничего не остается.

Несмотря на такие недостатки арендной схемы, плюсов все же больше. Например, подавляющее число компаний берут на себя затраты на ремонт авто, страховку и приобретение сезонной резины. Немаловажно и то, что многие работодатели отдают автомобили в аренду на условиях последующего выкупа. Так что для некоторых водителей работа в такси по этой схеме позволяет приобрести машину в рассрочку. И, наконец — это возможность сотрудничества сразу с несколькими сторонними диспетчерскими, а, значит, вероятность получения большего количества интересных заказов.

Работа на своей машине (диспетчерские)
— Я работаю в аренде и «дружу» еще с двумя диспетчерскими. От своих заказы получаю по рации, от чужих — по телефону. Очень удобно — если мне не подходит какой-то заказ, всегда есть возможность выбора. Это вообще-то официально запрещено, хотя у нас большинство водителей так делают. Но если об этом узнает начальство, наказание одно — расторжение договора, — рассказывает таксист Алексей, развозящий пассажиров на «Хендай Акценте».

Диспетчерские — это фирмы, которые предоставляют рекламу услуг такси в интернете, в газетах и т.д. Как правило, они не имеют своего автопарка. На телефоне сидит человек, принимает заказы и передает их таксистам. Диспетчерская получает с каждого заказа от 15 до 25 %.

По словам водителей, раньше было все просто. Они заключали договор с диспетчерской и получали заказы, расплачиваясь с работодателями раз в неделю. Теперь же фирмы нередко требуют, от водителей наличия свидетельства регистрации индивидуального предпринимателя. Это связано с постоянными проверками со стороны правоохранительных органов, борющихся с нелегальными извозчиками и незаконным предпринимательством.
В числе несомненных достоинств такой работы — свобода, отсутствие контроля и возможность выбора заказов. К недостатками можно отнести разве что расходы на содержание и обслуживание автомобиля.

— Я начинаю работать после 8 часов вечера и беру только ночные заказы. Очень удобно — никаких пробок. К тому же, на обратном пути, если нет интересного предложения, могу взять голосующего пассажира. В будни зарабатываю 3-4 тысячи рублей, в выходные и праздники в 2 раза больше, — рассказал водитель Дмитрий Метельцев. — Вычитаем бензин, диспетчера — получается порядка 60-80 тысяч. Я очень доволен.

Частный извоз

Бомбилы скоро уйдут в прошлое

 

Если штат и аренда дают возможность работать в такси людям, не имеющим собственных авто, то основная масса таксистов-автовладельцев предпочитает зарабатывать на жизнь частным образом. Те из них, кто идет законным путем, получают свидетельство индивидуального предпринимателя с лицензией на работу в качестве такси; в противном же случае водитель переходит в разряд «бомбил» и может быть привлечен к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.

Общий автопарк «частников» огромен и разнообразен, поскольку марки, возраст и состояние автомобилей зависят лишь от финансовых возможностей и желания их владельцев. Однако Николай Дмитриев, уже в течение двух лет успешно зарабатывающий на жизнь в качестве частного «извозчика», уверен — чем лучше выглядит машина, тем больше шансов привлечь внимание потенциального пассажира.
— Раньше люди особенно не смотрели на авто, — говорит он, — им было главное доехать до места назначения, а на чем — неважно. Но теперь, когда есть из чего выбирать, голосующий лучше сядет в ухоженную исправную машину, чем в раздолбанную таратайку со сломанным сиденьем…

На своей чистой, выглядящей как новая, «Дэу Нексии» Николаю порой удается зарабатывать от 2500 до 3000 рублей за выход — правда, и работать приходится по 12 — 14 часов в сутки. По словам Дмитриева, у него есть своя база постоянных клиентов, поэтому на отсутствие заказов жаловаться не приходится. Из вырученной суммы он ежедневно 600 — 700 тратит на бензин, порядка 300 — на мойку, а остальное идет в семейный бюджет. Конечно, периодически приходится выделять деньги на плановое обслуживание машины.

И в этом варианте работы таксистом есть свои «подводные камни». Например, гастарбайтеры-нелегалы, которые не дают работать возле станций метро, вокзалов и вблизи крупных торговых точек. Один раз Николай попробовал было настоять на своем — так его машине прокололи два колеса. Он посчитал, что еще легко отделался и перестал искушать судьбу — автомобиль дороже. Тем более, что метрах в двухстах от того же вокзала можно легко найти пасажиров, которые, в свою очередь, отходят ловить машину в сторону, также не желая связываться с приезжими «бомбилами» на убитой классике.

Что же выбрать?
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Работа в штате более стабильна, только здесь водитель защищён трудовым кодексом и может позволить себе пару выходных в неделю, получая при этом стабильный доход. Кроме того, все остальные варианты потребуют от вас регистрации ИП и самостоятельную оплату налогов.
Аренда выглядит привлекательнее, но подходит не для всех водителей. Обязательные платежи и расходы на бензин могут оставить вас вовсе без заработка, да и работать придётся почти без выходных. Отдельным бонусом — возможность выкупить арендуемый автомобиль.
Если же у вас есть личный автомобиль, оптимальным вариантом видится сотрудничество с несколькими диспетчерскими, поскольку в этом случае планирование рабочего времени, равно как доходы — зависят только от самого таксиста. Но нужно помнить, что обслуживание автомобиля полностью ложится на ваши плечи.
А вот заниматься частным нелегальным извозом мы не рекомендуем, с каждым годом это становится всё сложнее. Во-первых, можно прокататься целый день и ничего не заработать, во-вторых, государство грозится ужесточить наказание нелегальным бомбилам.
Выбор — за вами.