Пробки в Москве: итоги 2011 года

Дорожная ситуация в Москве улучшилась. Во всяком случае, так показалось столичным властям, которые подвели итоги уходящего года. Эксперты не разделяют радужные оценки градоначальства и предрекают москвичам новые трудности.
 Чем пробок больше, тем лучше
О проделанной работе по улучшению обстановки на дорогах Москвы отчитался столичный департамент транспорта. По мнению чиновников, главное, что удалось сделать — это положить начало массовой пересадки автовладельцев на общественный транспорт. В значительной степени этому поспособствовало активная организация полос, предназначенных для общественного транспорта, что в свою очередь увеличило скорость движения автобусов и троллейбусов. Так, в настоящее время в Москве функционирует 87,6 км «выделенок», ежедневно до места назначения по ним добираются порядка 800 тысяч пассажиров. Как подсчитали в ведомстве, наименее загружен Севастопольский проспект — по нем в общественном транспорте передвигаются 33,5 тысяч пассажиров. Наиболее востребованы спецполосы на Щелковском и Ленинградском шоссе — по этим автомагистралям проезжают 78 и 74 тысячи человек в сутки, соответственно. Для сравнения, ежедневный пассажиропоток на вход на одной только станции метро Щелковская выше в два раза.
Вопрос мигалок на полосах для общественного транспорта не поднимался.

«С личным транспортом будут проблемы»
Конечно, столичные чиновники не могли не заметить те трудности, с которыми сталкиваются автомобилисты в связи с повсеместным введением «выделенок» и других нововведений, направленных на развитие общественного транспорта. Как заявил на заседании совета новый глава департамента транспорта Максим Ликсутов, «с личным транспортом будут проблемы». Однако он пообещал, что все проекты будут обсуждаться публично. Правда, такие заявления вряд ли могут успокоить москвичей, привыкших передвигаться по городу на автомобиле и на себе испытавших результаты уже предпринятых властями действий.

Средняя температура по больнице
Убедить водителей пересесть на автобусы и троллейбусы должны и подсчеты специалистов «Мосгортранса», которые сравнили скорости движения автомобиля и автобуса в 7.30, 13.00, 15.00 и 18.30 по будним дням и выяснили, что преимущество на стороне общественного транспорта, причем на всех временных отрезках. Правда, расчет делался для скоростных маршрутов, у которых открыты «вертушки» турникетов и уменьшено количество остановок. Кроме того, не учитывался путь пассажиров от и до остановки и время ожидания. Идея сравнивать скорость движения автобуса по пустой полосе с короткими и немногочисленными остановками и автомобиля в пробке, конечно, очень интересна и нова, но реальность они отражают мало. 

На автомобиле утром, на метро вечером
Гораздо более интересными получились результаты исследования экспертов аналитического центра «Яндекс.Пробки». Они, в отличие от городских властей и их сферически-вакуумных расчётов скорости от остановки до остановки, рассматривали приближенные к реальности ситуации — 600 тысяч маршрутов из разных точек города в центр и обратно. Кроме того, в этом исследовании с автомобилем соревновался весь общественный транспорт, включая метро.
Яндекс выяснил, что утром из области до центра на автомобиле почти всегда быстрее. Общественный транспорт сэкономит время только тем, кто живёт рядом с конечными станциями метро северного, северо-восточного, восточного округов или на пересечении МКАДа и Каширского шоссе.
Вечером общественный транспорт всё же выигрывает по скорости у автомобиля в большинстве округов. Но только за счёт метро. До удалённых от станций метрополитена мест на машине значительно быстрее, даже не смотря на действующие полосы для общественного транспорта (например, Мичуринский проспект).

Столица стала медленнее на 8%-43%.
Не слишком радужную картинку рисуют эксперты, которые, в отличие от градоначальства, отмечают не улучшение, а осложнение дорожной ситуации. Так, по данным ГК «Эшелон Геолайф», средняя скорость движения машин по всей столице снизилась на 8%-43%. Особенно непросто передвигаться по проспекту Андропова в сторону Подмосковья. Улучшилась ситуация только на трёх улицах: на проспекте Андропова в центр, на Ленинградском шоссе утром в центр и на Боровском шоссе по направлению в область вечером. «На проспекте Андропова наблюдалось значительное количество припаркованных машин. После оборудования полосы эти машины разогнали, и движение улучшилось», — уточнил ведущий специалист отдела развития группы компаний «Эшелон Геолайф» Михаил Каштанов. Улучшение ситуации на Ленинградском шоссе эксперты связывают с завершением ремонтных работ на многих участках трассы.

Чего ждать от 2012 года
Все эксперты сходятся в одном — в следующем году передвигаться в Москве на личном транспорте будет ещё сложнее и дороже. Так как изменять своему курсу на развитие наземного общественного транспорта правительство, видимо, не собирается.
Помимо создания новых пробок, власти позаботились и о росте расходов автомобилистов. Цены на бензин вырастут на несколько рублей только за счёт пошлин, увеличаться штрафы и появятся новые наказания за старые нарушения. ОСАГО вновь подорожает, как и технический осмотр по новым правилам.