Ответственность такси перед пассажирами

Пассажиры готовы переплачивать за поездку на официальном такси. Люди уверены, что компании несут полную ответственность за качество предоставляемых услуг в отличие от уличных бомбил. Так ли это на самом деле, продолжает разбираться ProTaksi.ru
 Продолжение, начало здесь.

Пробки как форс-мажор
Предъявить претензии не удастся, если во время поездки на такси, вы попадете в пробку.
Бизнесмену Леониду Сергиенко срочно понадобилось встретиться со своими компаньонами, которые прилетели в столицу на пару часов. Предприниматель заказал дорогое ВИП-такси. Машина приехала вовремя. Однако на маршруте случились дорожные работы. В результате партнеры по бизнесу улетели, не пообщавшись с Леонидом. Как считает Сергиенко, по вине таксиста, который выбрал не ту дорогу, он не заключил важную сделку и потерял около 3 миллионов рублей. Сейчас предприниматель планирует подавать в суд на таксомоторную компанию.
— Во-первых, это условно форс-мажор. Таксист не мог предвидеть, что будет ремонт дороги, не мог повлиять на ситуацию, — считает Денис Ульянов. — Во-вторых, в суде придется доказывать причинно-следственную связь, что именно по вине таксиста истец не заработал денег. Перспективы очень туманны.

Если в опоздании виновата пробка, компенсацию не получить

 

Заснул за рулем
Таксист Артак находился на работе 13 часов. Он заснул за рулем, когда ехал по ночной Москве с тремя пассажирами. Потерявшая управление машина врезалась в отбойник. Сработали подушки безопасности и, к счастью, обошлось без жертв….
По мнению юристов, самое лучшее, что клиент может сделать в подобном случае — поймать другую машину или продолжить свой путь на общественном транспорте. Потому что водитель не имеет права покинуть место аварии, как бы пассажир его об этом не просил. А далее — по ситуации. Если виновным в ДТП будет признан таксист, пассажир имеет право на возврат платы за проезд, если таковая была внесена заранее. В теории пассажир может рассчитывать на возмещение морального или материального вреда. На практике все намного сложнее.
По словам юристов, если пассажиру или его имуществу причинен физический или материальный ущерб, в действие вступает статья 1064 Гражданского кодекса РФ «Общие основания ответственности за причинение вреда». Однако необходимо доказать, что в случившемся есть вина таксиста — иначе в возмещении ущерба будет отказано.
— Здесь самое главное — иметь на руках документы, подтверждающие сам фат поездки на такси, а также негативные последствия недобросовестного оказания услуги: чеки, квитанции, неиспользованные из-за опоздания билеты на самолет и т.д., — считает юрист Владимир Миронов, специализирующийся на разрешении подобных споров. — А если человек еще и пострадал в результате ДТП, в котором был виновен таксист, нужно обязательно получить справку из медучреждения, а также документ из ГИБДД, где в качестве виновного лица будет указан водитель такси. И тогда можно смело обращаться в суд…

Клиент такси, пострадавший в аварии, может предъявить компании претензии

 

Обращаться в суд можно, но вот получить достойную компенсацию вряд ли.
— Это в Америке люди получают многомиллионные компенсации. В России все скромнее. В случае с такси, пассажир может рассчитывать на отступные в 5-15 тысяч рублей, — считает юрист Ульянов. — Что касается лечения, то здесь нужно быть внимательным. Вы имеете право поправить здоровье в дорогой клинике, предоставить в суд историю болезни и чеки на баснословные сумм. Но судья откажет вам…
Во-первых, рассказывают юристы, в России действует полис обязательного медицинского страхования, который покрывает часть затрат на лечение. Во-вторых, ответчик может не признать стоимость коммерческого лечения, а судья его поддержит, мотивировав это тем, что вам необязательно было менять гипс и при этом делать массаж бровей за 500 евро.

Лимузин вызывали?
Постоянно возникает ситуация, когда к пассажиру вместо заказанного автомобиля эконом-такси (скажем, «Рено Логана») приезжает машина класса «комфорт» или даже «бизнес» («Ауди», «БМВ» и проч.) — что и стоит, соответственно, дороже. При этом водитель объявляет об этом лишь в конце поездки — когда наступает время оплаты.
— Мы заказали эконом «Мазда 3», — рассказывает ProTaksi.ru менеджер Алексей. — А когда с ребятами приехали из Строгина в Новокосино, таксист озвучил сумму где-то на 600 руб. больше, чем та, которую назвал диспетчер. Мы попытались возражать, а водитель начал нас оскорблять и заявил, что за предложенные нами деньги он бы не поехал с самого начала. Извозчик пригрозил, что позовет на помощь по рации дружков. Пришлось деньги отдать…
Большинство людей, не желая связываться с зарвавшимся водителем, предпочитают молча уплатить названную сумму — превышающую заранее оговоренную в полтора-два раза. Другие же это делают потому, что считают — все равно никому ничего не докажешь. Однако это не так.

Таксист не имеет права угрожать или задерживать вещи пассажиров

 

— Если прислали более дорогую машину, пассажир имеет право заплатить только оговоренную при заказе сумму, согласно статье 10 «О защите прав потребителей» или вообще отказаться ехать, — считает Захидов.
Кроме того, таксист не имеет права угрожать или задерживать вещи пассажира. Если это происходит, звоните в полицию. «Угрозы расправы и удержание частной собственности это чистой воды криминал. Таксисты чувствуют свою безнаказанность перед женщинами, пожилыми людьми, поэтому не поддавайтесь на эти слова. Уверены в своей правоте — смело звоните», дает совет Юрченко.
Основная отговорка таксомоторных компаний на жалобы недовольных пассажиров — «все машины эконом-класса заняты, остались только такие». Но в этом случае либо сам диспетчер, либо водитель обязаны заранее предупредить клиента, что поездка на данном автомобиле обойдется дороже. Далее — выбор пассажира: ехать за большую сумму или отказаться от предложенного более дорогого варианта и поехать на другом транспорте. В противном случае имеет место так называемая «навязанная услуга» — что противозаконно.
— К сожалению, это не редкость, — прокомментировали «скользкую» ситуацию в «Глобал-такси». — Многие таксомоторные компании этим грешат. И варианта здесь только два — совсем отказаться от поездки, либо платить, как за автомобиль эконом-класса. Третьего не дано.

Вам побыстрее или подороже?
Это самая частая проблема в столичных такси. Больше всего клиенты официальных перевозчиков жалуются на развод со стороны водителей. Таксисты не упускают возможности «наварить» лишнюю сотню-другую. Вариантов много: пассажир не знает дороги или пьян. Бывает, можно заработать на ожидании, объяснив клиенту, что тот опоздал или неверно понял о бесплатных минутах, которые у него есть, чтобы выйти к машине. Здесь нелишне будет вспомнить старую таксистскую байку о том, как предприимчивый водила сорок минут вез иностранцев с Казанского вокзала на Ленинградский, который находится напротив него, на другой стороне Комсомольской площади. Покатав пассажиров по округе, таксист привез их практически на то же место, откуда взял и еще получил чаевые за то, что «быстро доехали».
Итак, что же делать, если вы вдруг обнаружили, что таксист везет вас окружными путями?
Прежде всего, считают юристы, необходимо помнить, что пассажир может в любой момент потребовать остановить машину и выйти.
— Если вас повезли более длинным маршрутом, вы вправе настоять, чтобы таксист ехал так, как вы ему скажете, — пояснил корреспонденту ProTaksi.ru юрист, специализирующийся на разрешении «транспортных» споров Алексей Звонарев. — Если же водитель не подчиниться, вы можете в любой момент прервать поездку, заплатив ему только часть оговоренной при заказе суммы.

На вороватого извозчика жалуйтесь в компанию. Его накажут, а ваши расходы компенсируют

 

С ним согласны и в транспортной компании «Такси Фортуна».
— Если водитель везет пассажира в аэропорт, то дорогу выбирает он сам. Если поездка по городу — маршрут предлагает пассажир. Если же таксист все-таки выбрал более длинную дорогу, заказчик может отказаться от поездки и не платить за нее. В этом случае необходимо сразу связаться с диспетчером и объяснить суть конфликта, — порекомендовали в компании.
По словам руководителя таксомоторной фирмы Александра Васютина, таксомоторные фирмы не имеют никакого отношения к подобным аферам своих водителей: «Этим грешит молодежь и только что освоившиеся таксисты. Если на водителя поступают такие жалобы, нам проще его уволить или наказать, чтобы неповадно было. В других компаниях делают также. Идет борьба за клиентов, — рассказал он. — «Один недовольный клиент, имеющий доступ в интернет, может таких делать наворотить. В таких ситуациях таксомоторная компания компенсирует клиенту стоимость поездки или предлагает бесплатную поездку в будущем».

Государство пока не поможет
В последнее время принято советовать писать жалобы на фирмы в Роспотребнадзор и правоохранительные органы. Юристы считают, что в случае с такси это бесполезно. «У Роспотребнадзора есть право проверять организацию раз в три года. Внеплановая проверка может быть, если чиновников завалят жалобами на конкретную фирму, — рассказывает юрист Ульянов. — Штрафы там копеечные и идут в пользу государства. Пострадавшему ничего не перепадет». Такого же мнения придерживается и юрист Юрченко: "Может быть, если заработает новый закон о такси, который предусматривает серьезные карательные меры в отношении хитрых извозчиков (штрафы до 200 тысяч рублей, отъем лицензии), тогда, контролирующим органам будет интересно инициировать проверки.

Если вам не понравилось обслуживание таксомоторной компании, вы можете написать об этом в рейтинге таксомоторных компаний или нам на info@protaksi.ru. Не забудьте указать название компании и обстоятельства случившегося. Ваше мнение важно для других пользователей такси! Если вы представитель бизнеса, и вам есть, что сказать на тему взаимоотношений таксистов и пассажиров, таксистов и таксопарков — напишите нам на тот же адрес