Новые правила работают по-старому

Вступили в силу новые правила регистрации автомобилей. В теории процедура стала проще и удобней. Инспекторы не проверяют номер двигателя, появилась возможность сохранить номерные знаки. Корреспонденты ProTaksi.ru решили проверить, как работают новые правила. Для этого мы отправились ставить на учет авто в МОТОТРЭР на улице Твардовского. На практике выяснилось, что реализация новых норм хромает. Получить старые номера нам удалось только после того, как мы сообщили, что являемся журналистами.
 

Договор купли-продажи не изменился
В крупном комиссионном магазине нас сразу предупредили, что не знают, нужно ли как-то по-особому составлять договор купли-продажи в связи с последними нововведениями.
— Мы и встречались с ними, и начальство наше ходило в ГАИ, чтобы все узнать. Молчат как партизаны, сами ничего толком не знают. Если завернут с этим договором, приезжайте ко мне. Все бесплатно исправлю. Вы у меня уже не первые такие, — с жалостью в голосе сотрудница комиссионки отдала нам комплект документов.
Звонить по телефону регистрационного отдела, указанному на сайте ГИБДД СЗАО бесполезно — трубку никто не берет. К счастью, ничего переделывать не пришлось. Но недоработка налицо — листочек с информацией столичные автоинспекторы могли бы и разместить в своих подразделениям.
Страховой полис мы прибрели еще накануне. А на регистрацию записались через сайт www.gosuslugi.ru — на 8 часов утра, прямо к открытию отдела. На том же портале оформили заявление, распечатали и заранее оплатили квитанцию.

Неразбериха, хаос и помощники
В МОТОТРЭР прибыли пораньше, чтобы оценить обстановку. И, как оказалось, правильно сделали. Потому что разобраться, куда ехать или идти, невозможно — никаких табличек и указателей. В результате — полный бардак, огромная очередь из машин и затор при повороте с Проезда № 607 к зданию ГИБДД. Между автомобилями ходят граждане, которые предлагают желающим оформить страховку и свою помощь в ускорении решения проблем с этим заведением.
— Нам бы машинку поставить и ТО пройти. Сколько будет стоить? — интересуемся мы.
— Поставить шесть, талончик пять. Могу тысячу скинуть! — сообщают нам прайс на услуги.
— Так говорят, что там камеры везде и борьба с коррупцией? — киваем мы в сторону регистрационного отдела.
— Говорят, что кур доят, — улыбается посредник.
Поблагодарив его, отказываемся от услуг. Во-первых, дорого, во-вторых, наша задача честно пройти регистрацию автомобиля в ГИБДД.
Возле входа в здание встречаем сотрудника ГИБДД и интересуемся у него, куда нам идти.

Движение на улице парализовано. Автоинспекторов нет, указатели отсутствуют.

На узкую улочку поворачивают из пяти рядов.

Ездить по встречной можно!
— Если у вас заявление на руках, то по встречке езжайте до конца. Там сотрудник стоит с конусами. Он вас пропустит на площадку.
Уточняем у полицейского, не пошутил ли он. Редко, когда ГИБДД разрешает кататься через двойную сплошную! Попутно выясняем у инмпектора, что длинная очередь, это, во-первых — те, кто хочет пройти техосмотр. Во-вторых — у кого нет заранее подготовленного заявления для регистрационных действий. И, в-третьих — автовладельцы, которые не разобрались в хитростях и стоят тут понапрасну. Вот только узнают они об этом часа через два, когда очередь дойдет до инспектора с конусами…
Проезжаем по встречной полосе, показываем «смотрящему» квитанцию, и вот мы уже на площадке осмотра.

Автоинспектор рассказывает, как добраться до площадки осмотра.

Стоял не в той очереди…

За езду по встречной отбирают права на 6 месяцев. Возле МОТОТРЭР СЗАО это делать разрешают инспекторы.

Разъехаться на узкой улице сложно.

Короткое счастье…
Суровый инспектор быстро проверяет номер кузова, отдает документы и посылает ждать к зеленому вагончику. В 8:30 нас вызывают, просят расписаться в трех местах и отправляют в здание отдела. Не верим своему счастью. Пока все идет в соответствии с новыми правилами регистрации — номер двигателя не смотрели, документы выдали раньше положенных временных нормативов. Однако радоваться было рано…
— Девушка, минуточку. А вы со старыми номерами, что ли хотите остаться? — одернул нас инспектор из вагончика. — Тогда покажите их на соответствие ГОСТу в отделе.
 

Очередь внутри регистрационного отдела. Народ недоволен, ругается.

Аппараты по выдаче талончиков не работают.

Талончики по-старинке раздает автоинспектор. Кстати, если у вас с собой нет документов на машину или знакомый попросил занять очередь — заветный пропуск могут и не дать.

Вот и первый звоночек прозвенел. Входим в отдел, где очень шумно и людно. Толпа народа жмет на клавиши устройства «электронная очередь» и ждет в ответ бумажек с указанием номера. Но, увы, аппараты не работают, а номерки по старинке выдает автоинспектор, записывая на обратной стороне фамилию страждущего. Нервы у всех на пределе. Пожилой мужчина кричит на дежурного, что он записывался и опоздал всего на 15 минут, а его посылают в общую очередь. Кстати, по закону инспекторы ГИБДД должны ждать 30 минут.

«Номера не соответсвуют ГОСТу»
Выяснив, наконец, в каком окошке организован просмотр регистрационных знаков, направляемся к нему. По дороге встречаем уже знакомых автомобилистов, с которыми виделись на площадке.
— Не пускают со старыми номерами, уверяют, что не соответствуют они, не читаются. Говорят или по старинке снимай с учета или делай дубликаты за углом по 2100 рублей за комплект, — сокрушаются автовладельцы.
Сердце екнуло, но наши регистрационные знаки выглядят неплохо, поэтому мы понадеялись, что осмотр пройдет без проблем. Однако инспектор, тщательно изучив своим «тарированным» глазом номера, грустно заявляет:
— Железки не читаемы. Увы, в утиль. Идите делать дубликаты.
— Позвольте, а что не так-то? — пытаемся выяснить мы.
— Вы что, плохо видите что ли? — тычет инспектор нам в лицо табличками, — не по ГОСТу они. Не-по-ГО-СТу!
— Пишите отказ. Будем жаловаться.
— Не вопрос, идите в 14 кабинет.
— Только номера отдайте, а то вы их сейчас погнете, и правды не найти.
Инспектор очень серьезно на нас посмотрел. Номера не отдал.

Жалуются только скандалисты
В упомянутом кабинете нам намекнули, что лучше отказаться от требования письменного документа. Суть беседы свелась к тому, что мы такие «капризные», «агрессивные», «неправы», что почему-то никто больше не скандалит, и вообще — отказ будет писаться долго. «Вот и пишите, — заявляем в ответ. —А мы пока пойдем, начальнику пожалуемся».
К руководству не пускает дама-секретарь. Рассказываем ей свои проблемы.
 

Такие номера оставить нельзя. Погнутые, изношенные и нечитаемые регистрационные знаки придется поменять на новые.

— Ну что вы все придумываете, здесь все друг к другу доброжелательны, — говорит она и звонит инспекторам.
— Что вы меня обманываете, — положив трубку, вновь обращается она к нам. — Идите. В течение 25 минут вам напишут отказ и объяснят, что делать дальше…
Однако, несмотря на уверения секретаря, спустя 43 минуты объединенная редакция МОТОТРЭРа все еще сочиняет ответ. Зайдя к ним в кабинет, видим практически пустой лист бумаги. Ну, а коли так, просим заодно точно процитировать нормы закона, в соответствии с которыми наши регистрационные знаки признаны негодными. После чего повторно поднимаемся к секретарю и открываем карты. Узнав, что мы — журналисты, дама голосом экстрасенса пытается уверить, что 25 минут еще не прошло. Также она заявляет, что в СМИ «все врут», и советует, чтобы мы написали про городские власти, которые отобрали у них какую-то землю.

Победа
После этого нас практически сразу вызывают в кабинет. Инспектор интересуется, не возражает ли старый собственник, чтобы его номера стояли на этой машине, почему мы распечатали одну квитанцию на 500 рублей, а не две на 200 и 300 рублей, и почему заявление заполнялось не на сайте ГИБДД. Разузнав все подробности, просит чуть подождать и, спустя пять минут, нам отдают новое свидетельство и старые номера. Не веря, что все, наконец, закончилось, выходим из здания регистрационного отдела в 10:25.

Вопросы без ответов
На регистрацию мы потратили два с половиной часа. А могли бы, по всей вероятности, уложиться в час, если бы не бюрократические проволочки. Полагаю, что об этом догадываются как руководители регистрационного отдела, так и их большие начальники. Другой вопрос: почему это не делается? Вообще, вопросов к автоинспекции много. Почему не сделать указатели на улице — кому и куда ехать, в какую очередь становиться? Почему билеты электронной очереди выдают не специальные аппараты, а сотрудник ГАИ? Почему нужно проехать по встречной полосе, чтобы попасть на площадку? Зачем инспекторы признают негодными вполне приличные номерные знаки? Несет ли кто ответственность за весь этот бардак, который длится тут, наверняка, не первый день? Оперативно получить ответы на интересующие нас вопросы не удалось. Мы даже отложили публикацию на неделю в надежде на разъяснения. Увы! Телефоны начальника МОТОТРЭР СЗАО Нагибнева и его зама Прокудина молчат, хотя мы им звонили. В отделе пропаганды округа нам сообщили, что переговорят с руководством и дадут все комментарии. Пока не дали. В ГИБДД Москвы попросили запрос по факсу. На практике, это не самый быстрый способ получения информации от автоинспекции. В прошлый раз наш запрос вообще потеряли, сообщив об этом только через месяц.

ФАР уполномочен заявить
— Безусловно, новые правила регистрации транспортных средств, это большой шаг вперед. По задумке они должны существенно облегчить регистрационные действия с машиной и, соответственно, время нахождения в МОТОТРЭР, — рассказал ProTaksi.ru лидер московского отделения Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев. — Однако жалоб от автовладельцев много. В регистрационных отделениях признаются, что не успели перестроиться и обещают наладить процесс в ближайшие недели.
По мнению юристов ФАР, старые номера не пригодны для перевеса только в следующих случах: фальшивые, нечитаемы или сильно повреждены (например, помяты в результате аварии). Во всех остальных случаях инспекторы не должны требовать их замены. В противном случае специалисты советуют поступать следующим образом:
1. Требуйте письменный отказ с подробным описанием дефектов регистрационных знаков и ссылками на конкретные законодательные нормы.
2. Заберите свои номера и сфотографируйте их. Таким образом, у вас будут доказательства того, в каком состоянии были ваши регистрационные знаки. Это не позволит сотрудникам ГИБДД испортить их.
3. Напишите жалобу и обратитесь с ней к начальнику регистрационного отдела и в ГИБДД Москвы.
Как показывает практика, если номер явно не изношен, то руководство МОТОТРЭРа в 7 случаях из 10 встает на сторону автовладельца.