Москва краснеет от пробок

Дикие пробки пришли в Москву с наступлением осени. Теперь город стоит не только в традиционные утренние и вечерние часы. Городские магистрали парализованы днем и даже ночью. Очевидно, что заявления столичных чиновников о том, что «благодаря плану по борьбе с пробками на дорогах увеличилась скорость», не соответствуют действительности. О том, что ждет столичных автомобилистов в ближайшем будущем, узнавал наш корреспондент.
 Предыдущий мэр Юрий Лужков с пробками не справился. Новый градоначальник Сергей Собянин пообещал проблему решить, и в конце 2010 года представил свой план по борьбе с заторами. Документ обозначил пять основных направлений: развитие общественного транспорта (современные автобусы и троллейбусы, строительство новых линий трамвая, выделенные полосы), пересмотр градостроительной политики, улучшение существующей улично-дорожной сети (организация реверсивного движения, ликвидация наземных пешеходных переходов и расширение узких мест), строительство новых магистралей, развязок и парковок, а также внедрение современных систем управления дорожным движением. Стоимость программы почти 7 триллионов рублей. Деньги на войну с заторами выделяются исправно, но пробок с каждым днем все больше.

…и ночью

 

Ситуация ухудшается
Как рассказал корреспонденту ProTaksi.ru аналитик сервиса «Яндекс. Пробки» Леонид Медников, дорожная ситуация в городе медленно, но ухудшается.
— Традиционно летние месяцы и январь являются самыми беспроблемными, — рассказывает он. — А осень, зима и весна в столице очень напряженные. Если сравнивать этот сентябрь и прошлый — то ситуация стала хуже…
Кстати, в этом году пробки вернулись в Москву раньше обычного — за 2 недели до 1 сентября. В ГИБДД считают, что в случившемся виноваты родители школьников. Вернувшись из летних отпусков, они неожиданно поняли, что детей нужно собирать в учебные заведения. В поисках формы и пеналов взрослые стали ездить по крупным торговым центрам через весь город, создавая заторы, утверждают в автоинспекции.

В летних пробках виноваты школьники и их родители

 

По данным экспертов, загруженность дорог сейчас на 15% выше, чем в аналогичный период прошлого года. Руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский рассказывает, что средняя скорость движения по городу сейчас составляет около 16 км в час и продолжает падать.
— В настоящее время пробки не уменьшаются, в лучшем случае — их количество остается на одном и том же уровне, — говорит он. — Потому что старая городская инфраструктура не справляется с автомобильным потоком, а новой нет. При этом число автомобилей в Москве увеличивается на 4 — 8 тысяч каждую неделю.

Власти променяли автомобилистов на общественный транспорт
Что же касается попыток московских властей решить «пробочную» проблему, то, по мнению Шумского, при всем своем желании избавить столицу от пробок, «отцы города» просто не понимают, что конкретно нужно делать в этом направлении:
— Борьба ведется не с пробками, а за общественный транспорт. И, несмотря на эту, в общем-то, хорошую идею, подобные меры провоцируют еще большие заторы на дорогах, — считает он. — Поскольку в то время, как одним отдается приоритет в движении (выделенные полосы для общественного транспорта), другие вынуждены затрачивать больше времени на проезд того же самого участка. Так, на проспекте Андропова и Щелковском шоссе, появление выделенных полос совпало с увеличением заторов. По экспертным оценкам, плотность автомобильного потока выросла в среднем на 36%. А в ближайшее время в городе появится еще  233 км спецполос.

Выделенные полосы увеличили плотность движения на 36%

 

Специалисты считают, что проблема в том, что на самом деле никто не знает, какая транспортная инфраструктура нужна Москве, поскольку реальных цифр о загруженности дорог и общественного транспорта никто не обладает.

Потерянные годы
— Опубликованная в очередной раз концепция по борьбе с пробками очень сырая, — рассказывает Шумский. — Если при Лужкове мы не только не приближались к решению этой проблемы, но напротив, отдалялись от нее, то сейчас мы остановились и думаем, а какую сторону пойти. Проблему с пробками быстро не решить. Это возможно сделать лет за 15-20. А за прошедший год ничего не изменилось — так что год мы уже потеряли.
По словам специалиста, так называемый «план борьбы с пробками», который был опубликован год назад, был несовершенен, но это можно было понять, поскольку новый мэр только пришел к власти и еще не успел разобраться в ситуации. Однако спустя год этот документ фактически не изменился, из чего можно сделать вывод, что работа в этом направлении практически не ведется.

Автомобилисты сами прокладывают новые дороги

 

— Парковку на Тверской разогнали, но этого мало. Чиновников в 8 утра заставляли приезжать на работу — этого тоже как-то недостаточно, — рассказал он корреспонденту ProTaksi.ru. — Все, больше реально не было сделано ничего. Поэтому, спустя год, можно сказать, что мы как минимум зашли в тупик и нужно что-то менять, скорее всего — кадровый состав исполнителей, которым было поручено это дело. А концепция по борьбе с пробками, которую предлагает правительство Москвы, нескладная, непонятная, написана непрофессионально. Этого недостаточно для города. А когда нет четкого понимания, что надо делать — ничего хорошего из этого не получится, даже если на эти цели потратить огромные деньги.

МКАД и ТТК придется перестраивать вновь
— Например, выделили средства на строительство дороги. А какая она будет? Какие у нее характеристики? Удобная, или нет? Ведь МКАД тоже построили и ТТК — а теперь думаем, как их реконструировать. Все потому, что с самого начала не сделали нормального проекта. И сейчас тоже самое получается. Я видел проект реконструкции МКАДа, и я понимаю, что после ее завершения нужно будет приступать к новой реконструкции, потому что те изменения, которые хотят туда внести, снимут только половину проблем. И потом придется вкладывать еще больше средств, чтобы доделывать как надо…

Все новое — хорошо забытое старое
Впрочем, неудивительно, что «антипробочный» документ от столичного правительства не работает. Ведь, по мнению экспертов, прототипом концепции послужил… Генплан советского образца 1971 года, который, в свою очередь, ориентирован на город с единым центром, считает академик Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Бочаров. А в основу той, советской, концепции лег план реконструкции Москвы, принятый аж в 1935 году. В нем за основу города принята воронкообразная радиальная система, благодаря чему сегодня Москва и стоит в огромных пробках. Согласно этому документу, реконструировать город начали с создания трех диаметров. Первый — от Северного Измайлово через Преображенку — Мясницкую — Остоженку в Лужники. Второй — от поселка Сокол к центру, через Тверскую улицу. Третий диаметр проектировался от Останкино через Марьину Рощу, Самотеку, Красную площадь и Ордынку к Серпуховскому шоссе. Много позже, в планах развития столицы 1951 и 1971 гг., основной задачей было решение уже не транспортных, а жилищных проблем. И это стало своеобразным тупиком, поскольку за все это время к центру столицы были направлены более десятка проспектов-радиусов, но ни до одного из четырех разгрузочных колец до последнего времени руки так и не дошли.
Также аналитики отмечают тот факт, что в нынешнем плане по борьбе с пробками нет конкретных, опорных данных, а расчетное население столицы занижено на один миллион человек — как, собственно, и было в Москве в 70-е годы прошлого столетия. Там также приведены расчеты, согласно которым лишь 20% горожан будут ездить на личных авто, 43% — на метро, а остальные 37% — на наземном общественном транспорте. Таким образом, городские власти намереваются заставить автомобилистов спуститься в метро. В принципе, это уже произошло во многих крупных городах мира — с той лишь разницей, что там созданы комфортные условия для передвижения на общественном транспорте, чего нельзя сказать о Москве.