Минэнерго поставил кризису неверный диагноз

«Дефицит производства высокооктанового бензина будет продолжаться до 2015 года, а зимнего дизельного топлива — до конца 2014 года включительно. По летнему дизельному топливу дефицит производства не предвидится»… Этот вывод содержится в письме по итогам проведенного чиновниками Минэнерго исследования ситуации с топливом в России. Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, ведомство предлагает правительству отложить введение запретов на продажу в России бензина низких экологических классов, а также резко повысить акцизы на это топливо и снизить их на высококачественный бензин и солярку. Однако эксперты считают, что предполагаемые меры не корректны и не решат проблему, так как чиновники «поставили не правильный диагноз заболеванию».
 В письме, которое Минэнерго на днях отправило в правительство, говорится, что бензиновый дефицит в стране случился из-за нефтяников, не справившихся с реализацией программы по модернизации производства горючки. Особенно, как уточняется в письме, заметно отставание в таких компаниях, как ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз». В результате часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) оказалась не в состоянии вырабатывать нефтепродукты, отвечающие требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Еще одна причина кризиса заключается в том, что в ситуации с отсутствием необходимого количества топлива класса «Евро-3», и «Евро-4» в начале 2011 года государство ограничило оборот внутри страны бензинов и дизеля «низкого» класса «Евро-2». Наконец, третьей причина в том, что в апреле большинство российских НПЗ встали на ремонт и прекратили отпуск ГСМ.

Для того чтобы побороть проблему с горючкой Минэнергопредлагает отложить введение запретов на продажу в России бензина низких экологических классов, что автоматически должно увеличить предложение внутри страны. Так, оборот бензина «Евро-2» рекомендуется продлить до конца 2012 года, «Евро-3» — до конца 2014 года, «Евро-4» — до конца 2015 года. Солярку «Евро-2» предлагается разрешить продавать вплоть до конца 2013 года, а «Евро-3» и «Евро-4» — до конца 2015 года. Кроме того, чиновники считают, что будет целесообразно резко повысить акцизы на топливо низких экологических классов и одновременно снизить их на высококачественный бензин и солярку. Что, в свою очередь, должно стать должно стать стимулирующей мерой для НПЗ — мол, кто не успевает модернизировать производство, будет платить больше налогов.

Впрочем, меры, озвученные Минэнеерго, вызывают сомнения у независимых экспертов. По общему мнению, бензиновый дефицит в стране создан искусственно нефтяными компаниями, которые после того, как государство в феврале 2011 года заморозило цены на ГСМ, остались без сверхприбылей. Таким образом, они пытались шантажировать государство. Кроме того, модернизация производств — это вопрос не одного дня, и даже не одного года. Что же касается повышения пошлин на топливо класса «Евро-2», то не исключено, что нефтяники переложат эти деньги на плечи обычных автомобилистов.