Легкий дальнобой

Петербуржец Артем Шитинов организовал в Москве междугороднее такси. Компания занимается перевозками пассажиров только на большие расстояния. В чем же привлекательность такого бизнеса, что заставляет клиентов ехать на машине вместо того, чтобы воспользоваться обычным пассажирским транспортом?
 Идея
— Есть категория людей, которая боится летать самолетами, не переносит поезда и рейсовые автобусы. К ним отношусь и я. Однако по делам необходимо мотаться и за 500 километров, и за несколько тысяч, — рассказывает ProTaksi.ru Шитинов, который в родном Петербурге занимается торговлей автозапчастями и периодически ездиn на переговоры в удаленные регионы.

Тратиться на водителя ради 4-5 таких поездок в месяц, по словам предпринимателя, для него не было смысла, связываться с простыми таксистами — опасно и дорого, ездить за рулем самому на дальние расстояния некомфортно. Что же делать? Тогда к бизнесмену и пришла идея создания «дальнобойного такси».

Около полугода Шитинов изучал сам бизнес и устройство рынка пассажирских перевозок. Ездил в Москву, пользовался услугами будущих конкурентов и даже устроил к ним на работу своего сына. Одновременно интересовался у своих питерских приятелей-бизнесменов о востребованности среди них данной услуги. Когда понял, что это будет приносить деньги, открыл фирму в Санкт Петербурге:
— Из знакомых никто не верил в успех, тем самым вселяя неуверенность и в меня, — смеется Шитинов, — но вложения были небольшие, около 100 тысяч рублей, которые отбились в первые два месяца. Сейчас сын занимается этой компанией.

Дальнобойное такси — для тех, кто боится летать.

По словам бизнесмена, питерское такси было для него тренировочным полигоном. На нем отрабатывалась техника для предстоящего захвата более интересного московского рынка.

Бизнес по-московски
По разным оценкам, ежедневно на столичных улицах в поисках заработка колесят от 30 до 50 тысяч таксистов — это и так называемые официальные службы такси, и «бомбилы». Конкуренция на рынке огромная. Спрос на услугу междугороднее такси, естественно, намного меньше. Большинство таксомоторных компаний не считают дальнобой таким интересным, как скажем, поездка в аэропорт и не предоставляют ее вообще. Однако предприниматели, кто занимается пассажирскими междугородними перевозками, считают этот рынок хотя и маленьким, но интересным. Главное понимать детали.
— В чужом городе нам нужно было, во-первых, сказать, что мы появились, во-вторых, объяснить потенциальным пассажирам, зачем мы им нужны; найти постоянных клиентов, наконец, предложить лучшие условия, чем существуют у московских междугородних перевозчиков, — загибает пальцы Шитинов.

Для реализации своих планов питерские предприниматели сделали сайт, оплатили его продвижение и интернет-рекламу, ходили по иностранным компаниям, у которых есть предприятия в регионах, предлагали сотрудничество фирмам, которые осуществляют междугородние пассажирские перевозки на автобусах.
Стартап обошелся в миллион рублей. Расходы, куда входит реклама, зарплата диспетчерам, оплата мобильной связи, интернета и аренда офиса, составляют 200-250 тысяч рублей в месяц. А что с доходом?

Арифметика бизнеса
Заработок в междугороднем такси ProTaksi.ru покажет на конкретном примере поездки в Брянск, который находится в 400 км. от Москвы. Поездка по городу до МКАД на иномарке эконом-класса («Хендай Акцент», «Шевроле Лачетти» стоит около 300 рублей ( бизнес-класс или минивэн — 400 рублей). Один замкадный километр в первом случае обойдется клиенту в 15 рублей, во втором в 21-23 рубля.

Таким образом, сама поездка будет стоить пассажиру 6300 рублей в первом случае, а во втором 9200 рублей. На обратную поездку, как правило, предоставляется скидка 50 %. Кстати, по словам перевозчиков, порядка трети пассажиров возвращаются в Москву вместе с таксистом. Теперь подсчитаем доходы. Фирма за предоставление клиента получает комиссионные 10-20%. То есть 630-1260 р. и 920-1740 р. соответственно.

Из заработка перевозчик должен вычесть расходы на бензин и комиссионные работодателю.

Помимо «благодарности» перевозчику из дохода нужно вычесть расходы на топливо. В первом случае будет израсходовано примерно 64 литра 92-го бензина, во втором случае около сотни литров, которые таксист заправит в области, где топливо стоит дешевле. По словам таксистов, с которыми пообщались корреспонденты ProTaksi.ru, водитель на машине эконом-класса с такой поездки привезет домой около 3.5-4 т.р., водитель микроавтобуса в районе 5 т.р. Ремонт машины, естественно, за счет водителя. Но люди в принципе довольны.
— Я работал в такси. Получал в лучшие времена 50-60 тысяч рублей в месяц, но это были очень тяжелые деньги: минимум 12 часовой день, пробки, — рассказал ProTaksi.ru таксист Игорь, — сейчас занимаюсь дальнобоем. На педаль газа жмешь, страну смотришь, никаких пробок. Это ж счастье.
Первые полгода, по словам питерского предпринимателя, они работали просто в минус, но видели в деле перспективу. Сначала было порядка 50, потом 100 перевозок в месяц со средним счетом в 10 тысяч рублей. Сейчас компания в плюсе, однако назвать конкретные цифры бизнесмен отказался, сославшись на коммерческую тайну.

Все водители, сотрудничающие со службой междугородних перевозок — владельцы исправных иномарок в статусе индивидуальных предпринимателей. А вот в столичной транспортной компании ТК-77 свой парк машин. По словам заместителя директора фирмы-перевозчика Олега Амосова, у них имеются около 50-ти автомобилей, причем все они — комфорт и бизнес-класса.
— По-моему убеждению, на дальние расстояния нужно ездить с комфортом, поэтому эконом-класса у нас нет. Мы используем «Шевроле Лачетти», «Форд Фокус» в кузове «универсал», «Хундай Сонату», «Мерседес» 221, «БМВ Лонг»… На автомобили ложится огромная нагрузка — их пробег в среднем составляет 130 — 140 тысяч км в год. Практически то же можно сказать и про водителей — работа напряженная и нервная, выдерживают не все… Поэтому у нас очень жесткий отбор, — рассказал Амосов.

На дальние расстояни лучше выбирать комфортную машину.

Клиенты и сервис
— С образом нашего клиента мы немного ошиблись, — рассказывает Шитинов, — бизнесмены это треть наших заказов. Больше всего путешественников. Человек вернулся с отдыха и не хочет больше ехать ни на поезде ни на самолете. Если это группа людей, то воспользоваться нашими услугами междугороднего такси это еще и выгодно. Тещ частенько сплавляют таким образом домой. Летом вообще были умилительные истории. Родители отправляли на такси своим детям их любимых животных — кошечек и собачек. В июле мы, например кроликов в Астрахань отвозили.

Пик перевозок приходится на сезон отпусков. На самолете на юга дорого, на поезде долго и душно, да билетов не достать. То ли дело, вызвать комфортабельный микроавтобус с кондиционером.

Большая конкуренция расширяет и большой список дополнительных услуг. По словам перевозчиков, если еще несколько лет назад кондиционер, детское кресло — считались платными опциями, то теперь они бесплатны.
— Помимо этого мы предлагаем нашим пассажирам кино во время дороги и оплату карточкой, — рассказывает перевозчик Сергей Удальцов.
— А у нас есть одноразовые подушки и маски на лицо. Вдруг человек захочет вздремнуть?! — вторит ему конкурент Иван Нестеркин.
Кроме того, по самым популярным направлениям таксисты договорились с кафешками о бизнес-ланчах и гостиницах. Водилы получают бонус за каждого клиента, а пассажир вкусный обед.

Маршруты
География поездок весьма обширна и порой включает в себя даже заграницу. Так, по словам старшего менеджера московского «Регион-такси» Дмитрия Усова, однажды им пришлось везти двух немцев в Берлин. Это произошло во время извержения вулкана в Исландии. Из-за него в Европе наступил транспортный коллапс и большинство аэропортов не принимали. Расстояние от Москвы до Берлина составляет 1810 километров и стоимость поездки, в которую, помимо всего прочего, входили пошлины при пересечении границы, рассчитывалась в индивидуальном порядке. К счастью, на тот момент среди водителей был сотрудник с открытой шенгенской визой, так что выполнить заказ труда не составило.
— А то в Калужскую область ездили, возили троих туристов к какому-то древнему святилищу — все с огромными рюкзаками, как видно, собирались там провести не один день, — рассказал Усов.

У компании же ТК-77 самая дальняя поездка была на расстояние в 1760 км — в район Невинномысска. Раньше в Питер частенько ездили, но, по словам Олега Амосова, с появлением скоростного поезда «Сапсана» количество таких поездок резко сократилось.