Кто ответит за развод?

Вы вызвали такси, чтобы ехать в аэропорт, а водитель опоздал. Возвращаетесь поздно вечером домой, а он повез вас по более длинному – и, соответственно, более дорогому — маршруту. Заказываете в диспетчерской автомобиль класса «эконом», а вам присылают «бизнес» и заставляют за него доплатить. Все эти ситуации, как показал опрос на сайте ProTaksi.ru, знакомы клиентам легального такси не понаслышке. Одни предпочитают терпеть, не связываться… А существуют ли законные способы проучить недобросовестных перевозчиков? Выяснилось, что нет. Пассажир может только уповать на милость руководства таксомоторной компании.
 Все события, описанные в этом материале, основаны на реальных историях, героями которых стали читатели нашего портала, принявшие участие в недавнем анкетировании пассажиров легального такси. Название всех провинившихся компаний есть в редакции.

Вылезай или доплачивай
Чтобы добраться из гостей домой, Лариса вызвала такси Во время оформления заказа женщина назвала диспетчеру район, куда ехать — Южное Чертаново — и поинтересовалась стоимостью поездки из Солнцева. Названная сумма ее вполне устроила, и вскоре приехала машина. Однако, доехав до станции метро «Чертановская», водитель остановился и потребовал плату за проезд. Лариса попыталась было ему объяснить, что они еще не доехали, однако таксист был непреклонен: «Мне сказали — отвезти в Чертаново, я отвез. Если хотите ехать дальше — доплатите».
На все возражения пассажирки, что она заказывала машину, чтобы ехать в Южное Чертаново, а они сейчас находятся в Северном, водитель отвечал категорично — или давай деньги сверху, или выходи. Поскольку у женщины при себе было ровно столько, чтобы заплатить оговоренную при заказе сумму, она была вынуждена покинуть машину и оставшееся расстояние до дома — около пяти километров — идти пешком. На следующий день Лариса позвонила в таксомоторную компанию. Диспетчер пообещал «разобраться» в ситуации. На этом, собственно, все и закончилось — никто не перезвонил ни через день, ни через месяц.

Не хочешь платить — вылезай!

 

— На взаимоотношения пассажира и водителя такси распространяется действие Закона «О защите прав потребителей», — так прокомментировал этот инцидент адвокат Игорь Водолазский. — В ответ на любые действия водителя, связанные с обманом пассажира, последний может реагировать несколькими способами.
Во-первых, за неоказание надлежащей услуги пассажир вправе отказать в оплате поездки. Необходимо срочно позвонить диспетчеру и сообщить о противоправном поведении водителя. При этом необходимо записать данные диспетчера и время, когда передано сообщение. Во-вторых, нужно предъявить письменную претензию службе такси с требованием о возврате уплаченных денег, если оплата производилась до поездки — например, банковской картой. Также можно предъявить требование о компенсации морального вреда. Претензию надо передать под отметку представителю компании, либо направить заказным письмом с уведомлением о вручении. И, наконец, если перевозчик — организация или ИП — не отреагирует на претензию в установленный статьей 31 Закона «О защите прав потребителей» 10-дневный срок, можно обратиться в суд с иском. По мнению адвоката, доказательством поездки считается сам факт заказа машины.
— В диспетчерской фиксируется время и дата разговора, а также контактные данные пассажира. Также пассажир может потребовать от водителя чек или квитанцию об оплате, — сообщил Водолазский.

Заказывая официальное такси, пассажир рассчитывает на качество и безопасность

 

— На практике доказать, что косяк произошел по вине компании, практически невозможно. В лучшем случае скандального клиента довезут бесплатно до нужного места, — рассказывает управляющий таксомоторной фирмы Александр Васютин. — Запись разговоров ведется не во всех фирмах. Журнал вызовов представляет собой документ в программе «эксель», который всегда можно отредактировать. По собственному опыту могу сказать, что в 8 случаях из 10 пассажир сам неправильно называет исходные данные. Так почему мы должны за свой счет его катать?

Бесполезность обращений в суд подтверждает и юрист Максим Юрченко:
— Максимум, что вы точно можете сделать — не заплатить таксисту за то, что он не оказал вам услугу. И все, — рассказывает он. — В суд идти бесполезно, ничего не добъетесь. Во-первых, адвокат стоит от 20 000 рублей. Во-вторых, даже если вы запишите ваш разговор с диспетчером, водителем, суд рассматривает только бумажные аргументы — договора и чеки. Мой совет выбирать серьезные проверенные фирмы, у которых есть смс-оповещение.

Самолет не ждет — 1
IT-специалист Антон Корчной заказал такси, чтобы ехать в аэропорт с семьей. Он рассчитал, что двух часов ему с лихвой хватит, чтобы добраться из Ясенево до Шереметьево, тем более что время было раннее и пробки еще не успели собраться. Машину он вызвал накануне вечером, но к назначенному времени такси не приехало. Николай связался с диспетчером, и тот уверил, что машина «уже подъезжает». Спустя двадцать минут, когда такси все еще не было, мужчина вновь позвонил в диспетчерскую. Ему опять ответили, что автомобиль «вот-вот будет». Уже начиная нервничать, Николай собрался было идти ловить «частника», когда ему перезвонили из таксопарка и предложили соединить с водителем, который «не может найти адрес».

Иногда пассажиры ведут себя плохо

 

Итог: опоздание на регистрацию, доплата за смену рейса, испорченное настроение. Таксомоторная компания извинилась и предложила компенсацию в размере 20% скидки на последующие поездки.
— Если такси приехало к пассажиру позже, чем был оформлен заказ, и из-за этого пассажир опоздал на самолет, то здесь вступает в действие ст. 29 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой статье, если услуга была оказана недостаточно хорошо, пассажир имеет право на возмещение стоимости услуги и убытков, — рассказал корреспонденту ProTaksi.ru юрист Общества защиты прав потребителей Алишер Захидов. — Единственное «но»: здесь потребуется четко доказать, что заказ был сделан вовремя, а такси опоздало по вине водителя. Только в этом случае возможно возмещение ущерба.
Однако доказать, что пассажир опоздал по вине водителя, обычно не так-то просто.
— Если таксист приехал позже не более чем на 30 минут, никакие претензии не принимаются, — объяснил нам руководитель «Глобал-такси» Юрий Марченко. — Потому что клиент должен сам рассчитывать время и брать его с некоторым запасом. А на большее время, как правило, таксисты не опаздывают…

— Отвечать за нерадивого водителя придется руководству компании, — рассказывает юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов. — Но даже если вы соберете чеки, квитанции и пойдете с ними в суд, то получить компенсацию будет проблематично.
По словам специалиста. речь идет о законе, в котором говорится, что «если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку». И суд, как правило ее уменьшает. То есть, если поездка стоила 1000 рублей, а билеты 50 000 рублей, то вы можете рассчитывать на компенсацию в размере 5-10 тысяч рублей.
— И не стоит забывать, что в суде нужно будет доказать причинно-следственные связи, — говорит Ульянов, — Опоздание произошло только по вине таксомоторной компании, а не потому, что вы заказали машину слишком поздно или впритык.

Впрочем, нам удалось найти юриста, который выиграл суд у таксомоторной компании. По словам юриста Максима Юрченко, ответчиком выступила одна из ведущих московских фирм, которая у всех на слуху. По вине шофера семья из пяти человек, собравшаяся ехать в экзотическую страну, опоздала на регистрацию, и при обмене билетом они потеряли около 300 000 рублей.
— Суды длились 2 года. У нас была видеозапись, где водитель созванивался с руководством компании, диспетчерами, извинялся, имелись на руках чеки, аудиозаписи досудебных бесед с директором компании, — вспоминает Юрченко. — Сначала ответчик просто игнорировал суд, затем на заседание явился бухгалтер, который объяснил, что мои клиенты все придумали, чтобы шантажировать компанию. В итоге сумма всех компенсаций составила около 170 000 рублей. Еще около года таксомоторная служба отдавала эти деньги.

Получить деньги с такси проблематично

 

Продолжение темы в пятницу. Если вам не понравилось обслуживание таксомоторной компании, вы можете написать об этом в рейтинге таксомоторных компаний или нам на info@protaksi.ru. Не забудьте указать название компании и обстоятельства случившегося. Ваше мнение важно для других пользователей такси! Если вы представитель бизнеса, и вам есть, что сказать на тему взаимоотношений таксистов и пассажиров, таксистов и таксопарков — напишите нам на тот же адрес.