ГИБДД оснастят сомнительной техникой по 500 000 за прибор

Московских автоинспекторов пообещали уже в этом году оснастить уникальной системой определения неправильно припаркованных автомобилей «Паркон». Техническая новинка стоит недешево – 450 000 руб. За эти деньги прибор, оборудованный системой «ГЛОНАСС» в видеорежиме фиксирует нарушителей парковки с 25 метров в любое время суток. Мы решили узнать подробнее об этом приборе и выяснили много чего интересного! Во-первых, по некоторым данным, «Паркон» не является сертифицированным комплексом фото и видеофиксации. Во-вторых, из-за применения этой техники в Казани разгорелись нешуточные баталии между автовладельцами, прокуратурой, судами и местной ГИБДД…
 Система «Паркон» была представлена на научно-практической конференции по безопасности дорожного движения в Подмосковье. Комплекс устанавливается в салоне патрульной машины и определяет нарушения правил парковки с расстояния до 25 метров в любое время суток. Как рассказали нам в компании «Симикон», которая производит данный прибор, перед тем, как приступить к работе, в комплекс нужно ввести данные по участкам дорог с запрещенной остановкой и стоянкой для последующей автоматизированной обработки зафиксированных нарушений. Данный процесс выполняется один раз и может корректироваться в случае изменения расположения дорожных знаков или дорожной разметки.

Штраф за неправильную парковку в Москве составит 3000 рублей с 1 июня 2012 года

 

Принцип работы
В процессе патрулирования дважды производится съемка участков дороги, на которых запрещена стоянка. После смены SD-карта с отснятым материалом сдается ответственному, который заносит всю информацию в компьютер. Кстати, карта памяти защищена от несанкционированного доступа. Далее в автоматическом режиме программа распознает номерные знаки и, если автомобиль был припаркован более 5 минут, то данные о нем поступают в базу нарушителей. Затем распечатывается квитанция. А чтобы у нарушителей не возникало сомнений в законности составленного протокола, в «письме счастья» указываются географические координаты места нарушения, определенные при помощи системы «ГЛОНАСС».

Так будет выглядеть "письмо счастья" от "Паркона"

 

Автолюбители против инспекторов
Несмотря на все свои достоинства, новинка уже успела нажить себе врагов. В Казани прибор появился на вооружении местных автоинспекторов в конце прошлого года. А уже в январе сотни нарушителей, получившие по почте штрафные квитанции за неправильную парковку, подали заявления в городскую прокуратуру с просьбой проверить законность применения системы «Паркон». В отделении Федерации автомобилистов России в республике Татарстан нам рассказали о сути конфликта между местными автоинспекторами и водителями.
— Само по себе введение системы видеофиксации — это благое дело, — считает региональный представитель ФАР Рамиль Хайруллин. — Но наш город абсолютно не приспособлен для парковок, и крайними почему-то всегда оказываются не чиновники, а простые автомобилисты. А с введением «Паркона» ситуация еще больше обострилась.

Человеческий фактор
Бывает, что специалисты ошибаются с занесением информации по запрещенным местам для парковки. Случается, что они вводят правильные данные, а через какое-то время в городе меняются знаки, разметки. И там, где было нельзя парковаться, теперь можно. Однако «Паркон» об этом «не оповестили». Да и сами сотрудники ДПС могут использовать его не так, как положено. По действующему законодательству, например, гражданин не может быть наказан за одно и то же правонарушение дважды. Патрульный автомобиль может совершенно спокойно проехать по какой-нибудь улочке несколько раз, а умная техника все беспристрастно зафиксирует. По словам Хайруллина, некоторым нарушителям парковочных правил присылают до полутора десятков квитанций в месяц по одним и тем же случаям!
— Улица Зинина односторонняя. Но знак, запрещающий парковку, был установлен только с левой стороны. Мы с коллегами ставили машины справа, чтобы не нарушать правила. Каково же было наше изумление, когда мы впоследствии получили по пачке штрафов за неправильную парковку. Рассказав об этом на работе, я выяснил, что «письма счастья» получили не только в нашем офисе, но и во многих других, — рассказывает другой потерпевший.
Письма из Госавтоинспекции сотрудникам компаний с улицы Зинина приходят вот уже второй месяц. Кто-то получил даже по несколько постановлений, выписанных в один и тот же день! Водители сделали снимки и отправились в автоинспекцию, суд и прокуратуру. Спустя месяц Госавтоинспекция Татарстана признала, что эти постановления необоснованные, и впоследствии их отменила.

Народ объединился против «Паркона»
Чуть позже появилось сообщество юридически подкованных граждан, которые помогают автовладельцам отменять штрафы, выписанные при помощи «Паркона».
— За 4 часа парковки мне выписали 5 писем на 1500 рублей. Я написал жалобу в Вахитовский суд. Мне отказали, в связи с тем что, мол, каждое постановление должно быть обжаловано самостоятельно. — рассказывает активист ФАРа Дамир.
Тогда ему пришлось обратиться в Верховный суд, который, рассмотрев все обстоятельства, отправил дело на новое рассмотрение. И на этот раз судья, изучив фотографии, на которых было видно, что машина в течение дня не двигалась с места, вынес решение в его пользу. Таким образом, автовладельцу пришлось заплатить только один штраф — что он в итоге и сделал.

Имеет право?
А тем временем фаровцы выяснили, что система ко всему прочему еще и не сертифицирована.
— Я сам звонил в НПП «Симикон», — поделился с ProTaksi.ru Хайруллин. — Оказывается, «Паркон» имеет сертификат только как «измерительный прибор». При этом он не включен в перечень средств для автоматической фотофиксации. Кроме того, инспектор, работающий с системой, может с легкостью вмешаться в процесс съемки и самостоятельно решить, кого снять, а кого — нет. Это неправильно. А в «Симиконе» мне ничего конкретного по этому поводу сказать не смогли. Пообещали прислать документацию по прибору, но так и не прислали…

Нужен контроль!
В Москве «Паркон» должен появиться уже в ближайшее время. Безусловно, это серьезный шаг вперед в борьбе с нарушителями правил парковки. Однако столичной автоинспекции необходимо учесть опыт Казани и понимать, что без особого контроля над этими аппаратами, немалые деньги на их закупку просто будут выброшены на ветер.