ФАС наконец-то заметил монополию дилеров на обслуживание автомобилей

ФАС наконец-то обратил внимание на очевидно монопольную практику официальных автодиллеров, которые, угрожая снятием авто с гарантии, вынуждали своих клиентов переплачивать за обслуживание автомобиля почти в два раза. «Официалы» видимо не ожидали такого поворота событий — уж очень нелепо и неподготовлено звучат их аргументы.
 Как рассказали в Федеральной антимонопольной службе, решиться на такой шаг вынуждают постоянные жалобы владельцев автомобилей — они обслуживаются у официальных дилеров по завышенным ценам, потому что опасаются потерять гарантию на авто. Да и количество и доступность расположения СЦ официальных дилеров далеки от оптимальных. Официальные сервисы некоторых марок даже при полной загрузке могут обслуживать только… половину всех проданных за год автомобилей этой марки. «Спасает» то, что жителям многих регионов добираться до ближайшего сервисного центра нужно несколько сотен, а то и тысяч километров. Неофициальные дилеры, в свою очередь, жалуются на дистрибьюторов, так как те отказываются поставлять им оригинальные запасные части. Другими словами, рынок обслуживания автомобилей вполне попадает под действие антимонопольного законодательства.

Чтобы удовлетворить жалобы и автовладельцев, и дилеров ФАС выступила с инициативой по разделению рынка продажи автомобилей и рынка их обслуживания. Кроме того, «фасовцы» предлагают принять в систему дополнительное количество независимых сервисов, которым будет предоставлен свободный доступ к запасным частям.

Официальные дилеры пока придумали только два аргумента за сохранение своей монополии.
Во-первых, это, якобы, качество обслуживание, высоким уровнем которого могут похвастаться только официальные СТО. Вот что говорит по этому поводу президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко: «Буквально недавно выступал президент Ассоциации независимых дилеров НАПТО, и он откровенно сказал: да, мы сейчас обсуждаем эти вопросы, и что среди всего большого количества независимых автомобильных ремонтных организаций только 3%, высокое качество работ в которых гарантировано».
Проверить верность цитаты президента НАПТО редакции ПроТакси.ру пока не удалось. Но даже если она верна, почему при столь плачевном качестве работы независимых СТО автодиллеры боятся конкуренции с ними — сказать сложно. А уж объяснить «бегство» многих автовладельцев в частные СТО сразу после окончания гарантии, когда цены на обслуживание у дилеров сравниваются с ценами независимых сервисов — вообще невозможно.
ФАС этот аргумент тоже не убедил. Антимонопольщики предлагают разработать технический регламент на обслуживание автомобилей, а также ввести обязательную аккредитацию сервисных центров. Кроме того, планируется запретить ограничивать поставки оригинальных запчастей неофициальным дилерам.

Во-вторых, планируемое нововведение, по словам автодиллеров, может негативно отразиться на государственной казне. Как отметил все тот же Андрей Петренко, «это очень сильно повлияет на бизнес дилеров, потому что это достаточно большая доля доходности дилерского центра. Для нашего государства здесь есть очень серьезная опасность просто недополучить налоги. Потому что если дилеры лишатся этой активности, вся эта активность перейдет независимым организациям». Которые, судя по логике высказывания, не нанимают сотрудников или не оплачивают их труд, злостно уклоняются от уплаты корпоративных налогов и вообще не вносят своей деятельностью вклад в экономику страны.

Зато для владельцев автомобилей возможные изменения — настоящий подарок. Прежде всего, потому, что стоимость обслуживания, скорее всего, пойдёт вниз. Кроме того, у них появится выбор, а качество услуг и частных, и официальных СТО из-за конкуренции может только улучшаться. Представители страховых компаний считают, что изменения должны положительно сказаться на стоимости автострахования и особенно КАСКО. Выгодно это и для сервисов, которые смогут конкурировать за огромную и ранее недоступную из-за монополии долю рынка.

Правда, рассчитывать на скорое претворение планов ФАС с жизнь не приходится. Даже в ЕС подобная инициатива была одобрена только в прошлом году. По опыту ЕС, автодилеры будут сопротивляться изменениям до последнего.