Дезактивировать за свой счет

Роспотребнадзор по Приморскому краю обязал собственников 26-ти «фонящих» автомобилей, ранее ввезенных во Владивосток из Японии, провести дезактивацию за свой счет. Стоимость процедуры составляет около 270 тысяч рублей. Владельцы радиоактивных авто в шоке. А между тем, шумиха вокруг появления на российском рынке облученных японских машин нарастает с каждым днем. Жители Приморья рассказывают друг другу в подробностях о сотнях новых зараженных автомобилей, которые предприимчивые дельцы якобы уже отправили по России, а властям до этого нет никакого дела…
 — С 1 по 14 апреля Владивостокской таможней было выявлено 49 радиационно-опасных транспортных средств, прибывших из Японии, с повышенным уровнем ионизирующих излучений относительно естественного радиационного фона, — рассказал начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Владивостокской таможни Александр Помыканов. — Превышение над уровнем естественного радиационного фона по гамма-излучению составляет от 2 до 6 раз, а у некоторых автомобилей даже больше. Также обнаружено поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами…

Как пояснили специалисты, бета излучение — это частицы с большой проникающей способностью. Более того, это излучение «снимаемое», то есть оно принесено из внешней среды, и человек может легко его вдохнуть, нанести на кожу или проглотить с пищей. В этом случае возникает прямая угроза здоровью.
Задержанные машины хранятся на специально отгороженной, охраняемой площадке — так чтобы никто не скрутил с них чего-нибудь на память. Но вот что делать с ними дальше, таможенники не знают. Этот вопрос — компетенция местного Роспотребнадзора, глава которого Геннадий Онищенко в свое время заявил, что не считает эти автомобили опасными.
— Машины находятся на штрафной стоянке, — пояснил чиновник. —  Им даже не требуется никакой дезактивации, поскольку через некоторое время они теряют свою радиоактивность, и все.

Он также пояснил, откуда на машинах фон — «очень низкий уровень радиации», которые фиксируется на автомобилях, мог быть получен во время выпадения осадков, «то ли на территории Японии, то ли еще где-то», и опасности не представляет. А поскольку это — короткоживущие радионуклиды, то со временем их фон ослабевает и автомобилям достаточно будет какое-то время просто отстояться, после чего они могут отправляться на реализацию.
Однако во Владивостокском морском порту, где находится спецстоянка, с чиновником не согласны.
— Ситуация пока некритичная. Но каждый день к нам поступает до 300 автомобилей. «Фонящих» становится все больше, и их скоро просто некуда будет ставить. Нужно принимать какие-то меры, — рассказал ProTaksi.ru работники порта. — Народ боится подходить к этим машинам. Передайте в Москве — Онищенко пускай приезжает и лично докажет, что эти машины безвредны.
И вот Роспотребнадзор, наконец, определился, что делать с подозрительным автотранспортом. Ведомство официально сообщило, что 23 карантинных автомобиля перестали излучать радиацию и владельцы могут забрать их для таможенного оформления. А вот 26 других машин нуждаются в специальной дорогостоящей обработке. Роспотребнадзор обязал владельцев авто за свой счет провести дезактивацию. В Приморье такие операцию делают несколько фирм. Цена за работу, по предварительным данным, составит от 200 тысяч рублей в зависимости от размера авто. Ведь, кроме собранных радиоактивных элементов, захоронить придется и средства защиты, которыми пользовался специалист, а также грунт, находящийся рядом с машинами, и т. д. Покупатели иномарок пребывают в растерянности. Например, один из владельцев миниатюрной Toyota заявил, что купил машину за 4000 долларов, и у него просто нет денег на проведение дезактивации.
В Роспотребнадзоре очень удивлены такими расценками. Там считают, что коммерсанты их завысили в 5-10 раз. Правда, специалисты не называют мест, где можно отмыть машину подешевле.

Сам Владивосток взбудоражен. Люди считают, что власти лукавят, когда пытаются убедить, что машины скоро перестанут быть радиоактивными:
— Вот они говорят, «дождь пройдет, радиацию с них смоет». А куда смоет? Под колеса, и потом по всему краю развезут, или радиоактивные отходы в почву попадут. Нужно закрывать эту границу с Японией…

Также гуляют слухи, что в Стране восходящего солнца радиоактивные машины стоят копейки, и этим пользуются предприимчивые россияне. Коммерсанты якобы закупают партиями, провозят спокойно через знакомых в порту и таможне, а потом перепродают по всей России. То же самое касается и б/у запчастей, которые наши умельцы в Японии якобы бесплатно снимают с японских машин и переправляют на родину.
— Это гнусные слухи. Ничего такого нет! Японцы сами усилили контроль, чтобы зараженные автомобили и запчасти не покидали страну. — сообщили в Роспортребнадзоре.
На таможне заявили, что разговоры по краю такие ходят, но вот факты никто привести не может:
— А вы попробуйте привести! В российском порту работают системы радиационного контроля «Янтарь-М», при помощи которой проверяется каждое судно, прибывающее в порт Владивостока, каждая машина, сходящая с корабля и весь ввозимый товар. Она регистрирует даже минимальное превышение нормы. Таких аппаратов тут много, плюс индивидуальные дозиметры. В-третьих, не дай бог, если подозрительная машина попадет куда-нибудь и там это обнаружат, будет довольно легко узнать, где она пересекла границу. И тогда здесь никому мало не покажется, — говорят на таможне.

"Янтарь" чует радиацию за версту.

 

И, как иллюстрацию к сказанному, припоминают случай, произошедший в недавние времена, когда про радиацию еще нечего было слышно. Тогда едва не уволили высокопоставленного начальника за то, что тот не заметил, как сломался «Янтарь».
Но как обстоит дело с перекупщиками, для которых нет ничего важнее собственной выгоды? Корреспонденты ProTaksi.ru обратились в несколько фирм, занимающихся доставкой и продажей автомобилей из Японии. Однако нас там заверили, что провезти «фонящее» авто незаметно практически невозможно.
— Вообще работы стало очень мало. Мало берут, боятся, — пожаловался один из дилеров.
— Ну, а, правда, что можно по дешевке "светящуюся" машину достать?
— Вы сумасшедшие что ли?  А цены в Японии и на нормальные авто упали — не до этого народу. Поэтому, если что — смело берите. Вот, например, Toyota Harrier 2005 года с доставкой в Москву стоит 900-1000 тыс. руб. А сейчас можно сделать за 800.
— И «фонить» не будет?
— Нет. Сначала там проверит сотрудник, потом в порту еще обследуют, затем — на корабле осмотр. Потом тут уже. Тройной контроль. А зараженные машины частники провезли.

После трагедии в Японии цены на машины упали. Похожий внедорожник теперь можно купить на 200 тысяч дешевле. Но покупателей все равно нет.

 

фото с сайта drom.ru, lc-master.ru