Битва за вокзалы

Московские власти занимаются легализацией столичного такси почти полгода. Сообщения об очередных достигнутых успехах на этой ниве больше напоминают сводки с передовой: «Курский вокзал освободили от нелегалов; на центральных улицах справиться с бомбилами не удается; милиция проводит спецоперацию; с пойманными частниками не будут церемониться», — рапортуют чиновники. Однако насколько победные реляции соответствуют действительности, никто не знает! Что происходит с нелегалами, напуганы ли они открытой на них охотой? Стало ли проще работать легальным извозчикам? Наконец, как отражаются перемены на пассажирах? Выяснять подробности редакция ProTaksi.ru отправила своих корреспондентов.
 Киевский вокзал
Первым делом ProTaksi.ru посетил Киевский вокзал, где 2 декабря 2010 года столичный шериф Владимир Колокольцев дал своим подчиненным наказ: «навсегда избавить привокзальные площади от нелегальных таксистов».
Время — 11 часов дня. Возле торгового центра «Европейский», со стороны вокзала припаркованы с десяток автомобилей с «шашечками». Прямо над ними висит новенький знак, сообщающий всем, что здесь находится официальная стоянка городских таксомоторов. На самой вокзальной площади стоят сотрудники ДПС, время от времени отгоняя от входа в здание вокзала «бомбильного» вида машины.

— Много нелегальных такси? — поинтересовались мы у автоинспектора, несшего свою вахту возле бывшей парковки в центре площади.
— Хватает! Норовят встать, как только отвлечешься, — ответил он, улыбнувшись, — Видите, только с вами разговорился и вот, опять!
С этими словами он быстрым шагом направился в сторону грязновато-белой «пятерки» с потертым оранжевым колпаком, которая пыталась пробраться на парковку. Впрочем, заметив приближающегося сотрудника ДПС, водитель «классики» быстро уехал в сторону набережной. По-видимому, он уже знает, о чем пойдет беседа с привокзальным автоинспектором.

На самом вокзале таксомоторных зазывал найти не удалось.
Неужели от нелегалов тут избавились?

Киевский вокзал: "такси" на прежнем месте.

Приехав сюда пару дней спустя, мы увидели нелегального вида «шашечки», которые совершенно спокойно стояли на привокзальной площади. Решили проверить свои догадки:
— Бомбила? — спросили мы у одного из водил.
— Типа того, — ответил таджик Абдулла на потрепанной «девятке».
— Так вам же запретили тут стоять! Полиция не гоняет?
— Милиция что ли? Да не, не особо! Только штрафуют за неправильную парковку. Бывает, че-эскса (чрезвычайная ситуация, — прим. автора) у них какая… Ну там, начальник приедет, тогда и не пускают, — разоткровенничался водила.
— А что будете делать, если запретят тут стоять?
— К «Макдональдсу» машину поставлю, а сам буду тут с табличкой ходить. Это же вроде не запрещено, — нашелся нелегальный извозчик.
Абдулла приехал в Москву с женой шесть лет тому назад, из таджикского города Табошара. По словам бомбилы, народ нынче пошел привередливый. Раньше определяющим фактором была цена поездки. Теперь многие просто отказываются садиться в российскую машину. Клиенты голосуют на дороге, видят, что «Лада» притормаживает, и отходят в сторону.
— Что делать, если запретят таксовать? Честно, не знаю. Супруга трудится за 15 тыс. руб. в месяц дворником в ДЭЗе. Работая тут по 14 часов в сутки, получается заработать 30-35 тыс. руб., минус бензин и ремонт. Так что не очень много для Москвы, — сообщил Абдулла нам напоследок.

Киевский вокзал: договориться можно!

Подходим к другому водиле на синих «Жигулях», пытаемся завязать разговор:
— Не, ребятки, мне такая реклама не нужна. Работаем, трудимся, людям хорошо делаем, не то, что эти шкуродеры из официального такси, — резюмировал пенсионер и скрылся внутри машины.

Павелецкий вокзал
Нелегалов вблизи вокзала мы не обнаружили. Зато в самом здании, возле выхода на перрон, заметили нескольких человек, предлагающих желающим «недорого» отвезти их куда-нибудь.
Мы подошли к пожилому «зазывале», который при нашем приближении оживился, было, но узнав, что мы журналисты, быстро потерял к нам интерес.
— Не дают работать? — спросили мы. — Трудно сейчас стало?
— Не то слово, — вздохнул водитель. — А что делать? Детей-то кормить надо…
— А машину где ставите?
— Там, на Кожевнической улице.
— Далековато…
— А ближе — гоняют.
Действительно, с правой стороны вокзального здания, где всегда было не протолкнуться от припаркованных автомобилей, стояла только машина ДПС. Для официальных же такси выделено место непосредственно перед зданием вокзала, куда можно попасть, лишь проехав «под шлагбаум». А возле выхода к поездам, мы обнаружили и саму стойку такси «РЖД». Однако подробности ценообразования нам узнать не удалось, поскольку никого за ней не было.

Курский вокзал
На Курском вокзале нашим глазам предстала та же картина — полное отсутствие частников-нелегалов. Зато в самом здании — полно охраны. В отсутствии какой-либо угрозы, скучающие секьюрити серьезно взялись за нас. Заметив, как проходя через рамку-металлоискатель, корреспондент выложил на стол фотоаппарат, один чоповец пошел за нами, а двое других стояли неподалеку и наблюдали.
Мы подошли к стойке официального такси и поинтересовались, сколько будет стоить поездка от Курского вокзала до Белорусского. Нам назвали цену в 650 рублей.
— Однако! Вот она и забота о пассажирах, — удивился корреспондент и достал фотоаппарат, чтобы сделать несколько фотографий. В этот момент к нам подошли охранники. Окружив нас, стали интересоваться разрешением на съемку. Услышав отрицательный ответ, секюрити под конвоем проводили корреспондентов ProTaksi.ru на выход. Однако все, что нам было нужно, мы уже увидели — «бомбил» не было.

Курский вокзал: бомбил нет.

Они — грустные, с бейджиками «такси» — ходили возле самого вокзала и напротив выходов со станции метро «Курская».

Курский вокзал: зато мы встретили зазывал возле самого вокзала и…
 

и возле метро Курская.

— Девочки! Такси недорого. Поедем? — предложил нам свои услуги представитель нелегальных извозчиков.
— Легальное такси? — поинтересовались мы.
— Не очень. Зато всем по карману, — резюмировал он.
— До Белорусской сколько? — решили узнать мы.
— 500, — сразу назвал цену зазывала, но, увидев, наше равнодушие, быстро сориентировался в рыночной ситуации — 400… ну за 350 поедем, барышни, но это ведь недорого совсем.
Выйдя на Садовое кольцо, мы подняли руку и добрались до Белорусского вокзала за 200 рублей, хотя могли проехать пару остановок и на метро.

Белорусский вокзал
На месте, где раньше были бомбилы — стоянка официального РЖД-такси. За час, что мы там находились, ни один из таксомоторов пассажиров так и не повез. Одни шоферы разгадывали кроссворды, другие спали в тепле, третьи, собравшись в одном из автомобилей коллег, травили байки. Видимо, прайс вокзального перевозчика показался негуманным не только нам. Рядом дежурит пара патрульных автомобилей. Нелегалов найти не удалось ни возле вокзала, ни внутри него, ни на прилегающих улицах.
Подходим к официалам — поинтересоваться, как у них дела.
— Не очень хорошо. Клиентов мало. Больше в городе заработать можно. А сюда отрядило руководство, — рассказал один из водителей.

Белорусский вокзал: в зоне видимости бомбил нет.

Что же делать, если вам нужно уехать на такси от Белорусского? Остается одно — ловить частника при помощи поднятой руки. Только мы это сделали, как за право отвезти нас домой выстроилась вереница из нескольких машин. Стоящие метрах в ста автоинспекторы внимание на автомобильную очередь обратили. Однако разгонять нелегалов не пошли.
— За 350 до Чертановской поедем? — спросили мы у таксиста.
— Э-э-э, давай за 500 тут ехать через всю Москву, — попытался предложить свою цену водитель черной «Ауди» с владимирскими номерами, но, увидев поджимающих сзади конкурентов, согласился: ладно, мол, поехали.

Белорусский вокзал: но если надо они всегда рядом.

Комсомольская площадь
Еще ее называют «площадью трех вокзалов» — Ленинградского, Ярославского, Казанского. Это место всегда было золотой жилой, которую разрабатывали таксисты, прежде всего нелегальные. Ходят целые легенды про то, как на протяжении десятилетий различные таксистские группировки, крышующие их бандиты или желавшие это сделать отморозки, устраивали тут разборки, били конкурентов и портили друг другу таксомоторы.
…Парковка перед зданием Казанского вокзала непривычно пуста. Патрульные машины стоят в разных концах площади и внимательно следят за автомобилистами, которые хотят тут припарковаться. Им дают не более 2-3 минут, чтобы только высадить пассажиров. Если водитель задержался, автоинспектор подходит к нему и просит уехать. Пара официальных такси стоит на специально отведенной для них стоянке напротив центрального входа.

Казанский вокзал: За порядком следят строгие автоинспекторы.

Шоферы явно скучают; один дремлет, второй разгадывает кроссворд. Подхожу к бодрствующему таксисту и представляюсь. Тот с неохотой отрывается от своего занятия.
— Много заказов? — интересуюсь я.
— Нет. Уже полтора часа стою, и хоть бы кто…
— Вообще, что ли, работы нет?
— Вообще работа есть, — усмехается водила. — Но только не здесь.
— А чего же здесь тогда стоите?
— Начальство сказало.
— А что — на этой парковке всегда так мало такси? — спрашиваю я, окидывая взглядом пустую стоянку с двумя машинами посередине.
— Да нет, бывает, что все заполнено. Буквально пятнадцать минут назад сразу три такси уехали.
Увидев, как я ни с чем отошла от официальных таксистов, возле здания вокзала ко мне подошел мужчина в затертом тренировочном костюме и с накинутым на голову капюшоном. Это оказался таксистский зазывала, хотя своим внешним видом больше напоминал гопника из 90-ых. Он разительно отличался от своих коллег с Курского вокзала — опрятно одетых и с бейджиками.
— Эта… такси, паедем, куда нада-та, дагаваримся — озвучил он свое предложение.
— Да нет, спасибо, — ответила я и поспешила скорее прочь. С таким даже задешево ехать страшно…

На площади между Ярославским и Ленинградским вокзалами бомбил, вроде, не видно. Чуток оглядевшись, замечаю справа от Ленинградского вокзала, ближе к краю площади, две стоящие передом друг к другу машины. У обоих авто поднят капот, водители курят рядом, время от времени цепким взглядом обводя окрестности. Подхожу ближе, нерешительно останавливаюсь. Реакция следует мгновенно.
— Ищете машину?
— Да. Поедем в Чертаново?
— 1500 рублей! — тут же находится один из них.
— Дорого…
— А дешевле — только на метро, — реагирует частник. — Ну, так что, едете?
— Да нет, спасибо… — отхожу в сторону и слышу вдогонку:
— Вы тут не найдете больше никого, не старайтесь — гаишники всех разогнали.
— А вы-то как удержались?
— Не видите — сломались! — ржут оба бомбилы.
Зазывалы встретились и тут. Тоже без бейджиков, они дежурят возле стоянки официального такси. Видимо, отлавливают клиентов еще на подходе. Ни на Ярославском, ни на Ленинградском вокзалах зазывал встретить не удалось, но, говорят, они здесь есть. Нам объяснили, что мы просто пришли не вовремя. «Помощники» таксистов выходят на работу, когда на вокзал прибывают определенные поезда с состоятельными клиентами, а сейчас время электричек, пассажиры которых сразу бегут в метро.

Выводы
Посетив московские вокзалы, можно сделать несколько выводов. Борьба с нелегальными такси в городе ведется, но как-то вяло. Успехи не столь громкие, как о них рассказывают чиновники. Появление легальных стоянок такси на вокзалах, несомненно, плюс. Однако все перечеркивает ценник официалов. Он рассчитан на весьма состоятельных пассажиров. А на смену нелегальным извозчикам, которым перекрыли доступ на привокзальные площади, в массовом порядке приходят зазывалы, которых никто не запрещал.

Вместе с корреспондентами на вокзалы ходили: фотографы Н. Сорокина и А. Беев.

 

На чём ехать Маршрут вокзал > вокзал Маршрут вокзал > аэропорт Короткая поездка по городу (до 10 км) Долгая дорога по городу (до 30 км)
РЖД-такси, машина комфорт-класса 650 руб. 1200 руб. 400 руб. 640 руб
РЖД-такси, машина бизнес-класса 650 руб. 1500 руб. 600 руб. 750 руб.
Служба такси, машина эконом-класса 300 руб. 750-900 руб. 240-340 руб. 400-500 руб.
Служба такси, машина комфорт-класса 400 руб. 1100-1200 руб. 300-400 руб. 450-600 руб.
Служба такси, машина бизнес-класса 600 руб. 1300-1500 руб. 400-600 руб. 600-800 руб.
Частник на дороге 150-300 руб. от 1000 руб. от 150 руб. от 350 руб.