Бензиновый кризис добрался до Москвы

Продавать топливо в Москве стало невыгодно. Появились серьезные опасения, что алтайский сценарий, где намедни случился бензиновый кризис и рост цен на топливо, повторится в столице. В нынешних условиях нефтяникам интереснее наращивать поставки бензина и дизеля за рубеж, в ущерб внутреннему рынку, где ценник заморожен. Нефтяные магнаты обвиняют в сложившейся ситуации власть, которая «искусственно, вопреки логике рынка» сдерживает рост цен. Правительство считает, что не правы коммерсанты. Крайние в этой ситуации – автомобилисты.
 В среду глава Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев заявил, что независимые АЗС столичного региона могут прекратить работу из-за дефицита топлива. По его словам, «Газпромнефть» прекратила продажу топлива независимым компаниям и «на некоторых заправках 95-го бензина уже реально нет». Кроме того, руководитель Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что в столице начали наблюдаться некие симптомы алтайской ситуации. По его словам, на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) машины ждут топлива по 15-17 часов. Однако на самом предприятии корреспонденту ProTaksi.ru сообщили, что топливо отпускается в штатном режиме, без перебоев.
— Некоторые очереди, конечно, есть, но они связаны с увеличившимся сезонным спросом и с тем, что основные поставщики топлива для Москвы и Московской области — Рязанский и Ярославский НПЗ по объективным причинам сократили выпуск. В то время как те, кто приобретал топливо у них, теперь двинулись в Москву. — рассказали на заводе.

Нефтяники работают в убыток
По их словам, если к оптовой цене прибавить накладные расходы, куда входят перевозка горючего, зарплаты сотрудников розничного звена, обслуживание АЗС и офисов, маркетинг и проч., то маржи на рознице вообще не получается. По словам эксперта компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктора Костюкова, при нынешних соотношениях оптовых и розничных цен доходность столичных АЗС по бензину снизилась с 20% до 11%, а по топливу с 25% до 18%. Чтобы стабилизировать ситуацию, цены на топливо в мае нужно поднять на 50-70 копеек. Однако такого механизма у нефтяников нет. По мнению менеджмента крупных топливных компаний, административные меры, когда 9 февраля глава правительства потребовал снизить реально завышенные цены на топливо, устарели. Их нужно отменять.

Продавать на запад выгоднее
Российские нефтяники активно занялись экспортом топлива, не наращивая его производства. Так по данным Минэнерго, в первом квартале 2011 года страна отправила за границу на треть больше бензина, чем за тот же период 2010 года: 1.8 млн. тонн против 1.2 млн. тонн. И, ожидается, что в следующем квартале ситуация будет аналогичная. Причина очевидна: Европа покупает у нас бензин марки Аи-92 по 22.70 за литр. В России оптовики готовы предложить уже 19-20 рублей. На московских заправках, согласно данным Московской топливной ассоциации, этот вид топлива можно найти по 24-25 рубля. Такая цена не устраивает продавцов.

Алтайский сценарий не повторится
Несмотря на суровые прогнозы одних представителей нефтяного бизнеса, , «алтайская» ситуации не предвидится.
— Дефицита в Москве как такового нет, — рассказал корреспонденту ProTaksi.ru Григорий Сергиенко, исполнительный директор Московской топливной ассоциации. — Просто нарушен механизм перетекания топлива от производителя к конечному потребителю из-за неудачной ситуации на рынке. Оптовикам невыгодно торговать бензином в убыток себе — в результате на заправках топлива нет. И это трактуется как возникновение дефицита…
По мнению эксперта, кризис на Алтае связан с тем, что большинство местных АЗС принадлежат частным компаниям, и лишь малая часть — серьезным нефтяникам. «Газпромнефть» и «Роснефть» поставляют бензин только на свои заправки, поскольку не хотят нести убытки.
В Москве же, наоборот — из 850 бензоколонок только 200 независимых, остальные являются собственностью вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов). Так что у них топливо будет в любом случае.

Цены растут — добро получено
Что же касается подорожания бензина, то в столичном регионе вопреки наказу главы правительства «цены не поднимать», они начали расти. Первопроходцем в конце прошлой недели стал «ЛУКОЙЛ», добавивший к стоимости топлива 30-40 копеек. Сегодня автомобилисты заметили, что на некоторых заправках ТНК-ВР стоимость литра выросла на 30 копеек, горючка на АЗС «Роснефть» прибавила 50 копеек. Эксперты считают, что, во-первых, это шаг по недопущению бензинового голода в столице. Во-вторых, это мероприятияе согласовано на недавней встрече руководства нефтяных компаний с вице-премьером Игорем Сечиным. В беседе с чиновником, которые курирует топливно-энергетический комплекс, коммерсанты рассказали о своем нелегком положении. В «Роснефти» и «Газпромнефти» встречу с чиновниками не подтвердили, но и не опровергли:
— Какое-то мероприятие было, но о чем конкретно говорили, мы не знаем, — рассказали нам в «Роснефти».
Заместитель директора по развитию Информационного центра «Кортес» Павел Строков считает, что цены на московских АЗС в итоге должны подняться до «февральского» уровня. То есть стать примерно такими, какими были до вмешательства государства и их искусственного снижения. Тогда, напомним, ДТ стоило 27.3 до 27.5 руб./л, бензин АИ-80 22.50 — 22.60 руб./л, Аи-92 25.80 — 25.90 руб./л и Аи-95 27.50 — 27.70 руб./л. Того же мнения придерживается глава «Лукойла» Вагит Алекперов. По его мнению, цена на топливо должна вырасти на 5-7%. "Мы считаем, что стоимость может расти, но незначительно. Пять-семь процентов могло бы быть сдерживающим фактором, если, конечно, правительство сняло бы акциз, который был введен с первого января, — сказал Алекперов и добавил: Возможное повышение цен на топливо связано с резким ростом цены на сырую нефть и ростом акцизов на бензин. Другие эксперты тоже сходятся в том, что никто не ожидал, что цены на нефть так вырастут из-за ситуации в Африке.